Баланс белого: как настроить цветовую температуру. Баланс белого: как добиться правильной цветопередачи при цифровой фотосъемке Ручной бб

Вcе мы видели цветные фотографии, на которых все цвета получились с каким-то желтоватым или синеватым оттенком? Вы могли подумать, что это ваш фотоаппарат недостаточно хорош... или в нём что-то сломалось... :о)

На самом деле любой исправный фотоаппарат (даже самый дорогой) может сделать подобные фотографии. Всё дело в загадочной для новичка настройке, которую профессиональные фотографы часто сокращают до двух букв - ББ. Две буквы ББ на языке фотографов обозначают - Баланс Белого - очень странное словосочетание, не так ли? В этом уроке вы узнаете, что это такое баланс белого (ББ) и как его настроить.

Цветовая температура

Вы наверняка ощущали дискомфорт когда купленная вами люминисцентная или энергосберегающая лампа светит неприятным синеватым цветом? А вот другая, такая же лампа даёт приятный "тёплый" свет похожий на свет солнца...

Всё дело в том, что любой источник света имеет собственный цвет, который отражаясь от объектов съёмки меняет их оттенок. Такое свойство света называется цветовой температурой, и на самом деле, купленные лампы отличались по цветовой температуре, хотя с виду были совершенно одинаковыми (кстати, цветовая температура ламп обычно она указана на упаковке.) Даже солнечный свет, имеет разную цветовую температуру в зависимости от времени года, положения солнечного диска над горизонтом, и высоты места фотосъёмки.

Если вы когда-нибудь видели, как кузнец нагревает железную заготовку, то вы могли заметить, что при увеличении температуры нагрева меняется её цвет - от синего, через тёмно красный и жёлтый до почти белого. При этом каждой температуре заготовки соответствует определённый цвет.

Похожим образом измеряют цветовую температуру источников света - в градусах Кельвина и обозначают °К или просто буквой K. Прибор для измерения цветовой температуры называется кOлориметром - прошу не путать с кАлороиметром:о) - этот прибор измеряет тепло...

Измерение цветовой температуры cвeтa основано на соотношении количества холодного (синего цвета) и тёплого (красного цвета) в спектре источника. Источник свeтa с преобладанием красных оттенков (теплый) имеет более низкую температуру. Если больше синего оттенка - считают, что цветовая температура источника света более высокая, а свет холодный.

  • 1000K
  • 2000K
  • 3000K
  • 4000K
  • 5000K
  • 6000K
  • 7000K
  • 8000K
  • 9000 K

Для справки: цветовая температура источника света зависит от длины волны - чем меньше длина волны источника света, тем выше цветовая температура. Впрочем, эту зависимость фотографу знать вовсе не обязательно:о), фотографу достаточно запомнить то, что у холодных цветов более высокая цветовая температура.

Цвет окружающих нас предметов зависит от цветовой температуры источника света, но наш мозг вносит коррективы в наше цветовое восприятие. Глаз человека быстро и легко адаптируется к разным цветовым температурам. Например белый лист бумаги для человека всегда белый, независимо от источника cвeтa. Фотоплёнка передаёт правильный цвет только в узком диапазоне цветовых температур, поэтому существует фотоплёнка для дневного cвeтa и для cвeтa лaмп накаливания.

Матрица цифрового фотоаппарата так же, как и фотоплёнка, не в состоянии правильно передать цвета в во всём диапазоне цветовых температур. Но матрицу, как плёнку, заменить невозможно. Поэтому, в цифровых фотоаппаратах есть специальный датчик, измеряющий цветовую температуру автоматически.

Цифровой фотоаппарат может подстраиваться к цветовой температуре источников света.
Такая подстройка называется установкой баланса белого и в фотоаппарате
обычно обозначается на английский манер: WB - White Balance.
Автоматическая настройка баланса белого обозначается AWB - Auto White Balance.

Настройка баланса белого - WB

В автоматическом режиме настройки баланса белого AWB разные цифровые фотоаппараты передают цвета немного по-разному. Это зависит от алгоритма корректировки цветовой температуры. Да, и точность настройки баланса белого в автоматическом режиме AWB не всегда получается точной.

В сложных условиях освещения ваша фотоаппарат не может достаточно точно установить правильные цвета. Чаще всего такое происходит, когда смешивается свет от источников с разной цветовой температурой. Например, дневной свет и лaмпa нaкаливaния. Неправильная настройка баланса белого (ББ) в фотоаппарате приводит к неправильной цветопередаче на фотографиях!

Вот обычный результат при использовании лaмпы накаливания:

А этот снимок, сделан в горной местности:

Поэтому фотографу часто приходится «подсказывать» своему фотоаппарату, какой цвет считать белым. Профессиональный фотограф, снимающий недешёвым зеркальным фотоаппаратом, настраивая ББ может задать цветовую температуру источника света прямо в Кельвинах.

Таблица цветовой температуры некоторых источников cвeтa*

Источник cвeтa Цветовая температура, °K
Чистое небо в горах 11 000 - 18 000
Дождливый день 9 000 - 11 000
Серое облачное небо 8 000 - 9 000
Солнечный день 6 000 - 8 000
Фотовспышка 5 000 - 6 000
Лaмпa дневного свeтa 4 000 - 5 000
Закат или рассвет 3 000 - 4 000
Лaмпа накaливaния 2 000 - 3 000
Сумерки 1 500 - 2 000
Пламя свечи 1 000 - 1 500

* значения цветовой температуры, приведённые в таблице, приблизительны. Например, цветовая температура новой лaмпы накаливания или новой фотовспышки будет выше. Не забывайте, что лампы дневного cвeтa имеют разную цветовую температуру, обычно она указана на кoлбe лaмпы или её упаковке.

Но и фотоаппараты для начинающих фотографов позволяют корректировать настройки баланса белого - кроме автоматической настройки баланса белого AWB, фотограф может выбрать предустановленные режимы оценки цветовой температуры. Например: лампы накаливания, флюорисцентные лампы (огни рeклaмы), солнечный день, облачный день.

Гораздо лучше, если ваш фотоаппарат позволяет настроить баланс белого вручную. Профессиональные фотографы часто используют эталонную 18% серую карту. Но если у вас нет такой карты, вы можете использовать для точной настройки баланса белого любой белый фон, например обычный лист белой бумаги. Такая настройка часто обозначается буквами MWB (Manual White Balance) или специальным значком

Ручная настройка баланса белого - MWB

Для ручной установки баланса белого вам понадобится обычный лист бумаги белого цвета. В крайнем случае подойдёт любой белый, не слишком глянцевый объект - белая блузка или белый холодильник.

Для настройки баланса белого вручную, войдите в меню настройки баланса белого своего цифрового фотоаппарата и выберете ручную установку баланса белого. После этого наведите объектив вашего фотоаппарата на белый объект так, чтобы весь кадр заполнился одним цветом. Я написал одним цветом потому, что пока вы не установили правильный баланс белого, ваш белый объект в ЖК-мониторе будет не совсем белый!

Теперь, нажмите кнопочку фиксации баланса белого, и через пару секунд, ваш белый лист на экранчике фотоаппарата станет белым. Вот и всё - вы только что закончили ручную установку баланса белого!

ВНИМАНИЕ!

В некоторых фотоаппаратах для ручной настройки ББ "по белому листу" сначала нужно сделать снимок белого листа, затем в меню настройки баланса белого WB, необходимо выбрать режим ручной настройки баланса белого MWB и указать на только что сделанный кадр белого листа. После этого фотоаппарат будет считать снимок белого листа эталонным длявсех последующих кадров, пока вы снова не измените настройки баланса белого.

Возьмите за правило, во время фотосъёмки, искать на мониторе вашего
фотоаппарата объекты, которые должны быть белыми
и сравнивайть их реальный цвет с цветом на экране фотокамеры.

При настройке баланса белого вручную, будьте внимательны при выборе эталонного белого цвета. Если ваш эталон "недостаточно" белый, то цветопередача на вашей фотографии не будет правильной.

Различные виды света требуют различных настройки баланса белого, чтобы дать хорошую картинку. Если рассматривать яркий дневной свет как «нормальный»

Тогда комнатные лампы накаливания выглядят оранжевыми по сравнению с ним, а свечи почти красными. Точно так же голубое небо без солнца очень синее, хотя, когда вы находитесь в тени, все выглядит отлично. Если вы делаете фотографию в тени, картина выглядит слишком синей или яркой.

Это объясняется тем, что разные виды света имеют разные количества красного, зеленого и синего. Лампы накаливания и свечи имеют много красного цвета, потому что они светятся, нагревая спираль накаливания, чтобы светиться. Голубое небо имеет много синего цвета, потому что небо, похоже, освещено рассеянным светом от различных частиц пыли и различных молекул газа, которые составляют атмосферу. Этот эффект рассеяния, описанный учеными, изменяется как обратный четвертой степени длины волны. Флуоресцентные и металлогалогенновые лампы имеют много зеленого, потому что светятся возбужденные ионы газов.

Баланс белого — это не что иное, как настройка фотокамеры, позволяющая получить желаемый цвет. Если вы настроили его хорошо фотография выглядит на ЖК-дисплее реалистично. Главное, чтобы изображение выглядело правильно. Фотографии могут выглядеть слишком оранжевыми, синими или зелёными, даже если объект выглядит хорошо для наших невооруженных глаз. Поскольку мы можем просматривать фотографии на наших цветных ЖК-дисплеях, настройка баланса белого проста.

Настройки баланса белого могут быть изменены для целенаправленных творческих целей, точно так же, как мы делаем с экспозицией.

Вы можете добавить оранжевого или синего в ваши фотографии, чтобы сделать их такими же теплыми, нейтральными или прохладными, как вы хотите, без использования специальных фильтров для объективов.

Вы также можете избавиться от зеленого оттенка от флуоресцентного освещения.

Профессионалы фотографы зачастую ББ при съемке уделяют меньше внимания, чем параметрам экспозиции. Как же получаются снимки с корректной цветопередачей? Опытные фотографы отнюдь не забывают о цветовой температуре, а просто занимаются его настройкой не до съемки, а после, снимая . Этот формат позволяет установить необходимое значение уже на компьютере при постобработке без всяких потерь в качестве.

Баланс белого в фотокамерах различных брендов имеет схожие настройки.

Пример настроек ББ в камерах Nikon

Авторежим. Подойдёт в большинстве случаев. Автоматический баланс белого может ошибаться при наличии нескольких различных источников света с различной температурой. Когда фотография сделана в помещении, в то время как на улице солнечно. Цветовой оттенок получится слишком синим и уродливым!

Прямое солнце

Выбор цветовой температуры при настройке баланса белого, если вы знаете точное значение цветовой температуры источника света, его можно установить самостоятельно.

Источники света и их ориентировочная цветовая температура.

  • 1500-2000 К - пламя свечи;
  • 2200-2800 К - лампа накаливания;
  • 3000-3200 К - закат, галогеновые лампы;
  • 3500 К - утреннее и вечернее освещение в ясный день;
  • 3800-4500 К - лампы дневного света;
  • 4500-5500 К - дневное солнечное освещение;
  • 5400 — 5600 К - фотовспышка;
  • 6000 К - летняя облачная погода;
  • 6500-7500 К - пасмурно;
  • 9000-12000 К - дымка, глубокая тень.

Ручная настройка / предустановленный режим. Поможет самостоятельно выбрать тип освещения, если автоматический режим ошибается.

Процесс

  1. Устанавливаем режим ручного ББ «PRE».
  2. Фотографируем белую или нейтрально серую карту без переэкспонированных зон, ориентируясь на гистограмму.

Важно: Карта замера должна заполнять все пространство кадра.

Разберитесь в том, что такое баланс белого и как он влияет на изображение. Разные типы освещения кажутся человеческому глазу приблизительно одинаковыми (хотя фотографы видят разницу и всегда ее замечают). Наш мозг нивелирует различия автоматически, поэтому белый предмет выглядит белым в любом освещении. Однако объект в тени приобретает легкий синий оттенок по сравнению с тем же объектом на солнце, а лампы накаливания делают этот объект оранжевым.

Людям, которые снимают на пленку, следует использовать цветные фильтры для объективов или заряжать специальную пленку. Цифровая камера может изменить информацию о цвете, поступающую от сенсоров, чтобы сгладить разницу в цветах при разном освещении. Настройка, которая позволяет это делать, называется балансом белого . Эта настройка не только компенсируют разницу в освещении, но и помогает сделать снимок более теплым или холодным в зависимости от предпочтений фотографа.

В большинстве фотоаппаратов есть настройка баланса белого. Как правило, в камерах предусмотрены все или некоторых из следующих режимов:

  • Автоматический баланс белого . Этот режим обычно обозначается буквами "AWB" или "A". Фотоаппарат проанализирует изображение и выставит баланс белого автоматически.
  • Дневной свет . Эта настройка предназначена для съемки в ярком солнечном свете.
  • Облачно . Свет в облачную погоду обычно немного холоднее (синее), чем в солнечную, поэтому эта настройка используется для придания фотографии более теплого оттенка.
  • Тень . Объекты в тени всегда выглядят более голубыми, чем на солнце (и еще более голубыми, чем в облачную погоду), поэтому эта настройка позволяет сделать снимок очень теплым. Этот режим можно использовать, чтобы изменить баланс белого в сторону теплых оттенков даже в солнечную погоду. (На двух снимках в начале этой статьи показана разница между автоматическим режимом и режимом "Тень".)
  • Со вспышкой . Свет вспышки холоднее, чем свет солнца, и эта настройка поможет сделать снимок чуть теплее в сравнении с настройкой "Дневной свет". Это касется лишь ситуаций, в которых вспышка является единственным источником света. Если вы используете одновременно естественное и искусственное освещение, естественное освещение также нужно будет корректировать. Можно надевать на вспышку цветные фильтры, чтобы уравновесить два типа освещения, и использовать настройку баланса белого как для естественного освещения.
  • Лампа накаливания . Свет от ламп накаливания обычно более оранжевый, чем естественный свет, поэтому камера добавит изображению синих оттенков.
  • Флюоресцентная лампа . Таки лампы дают более красный свет по сравнению с солнечным светом (но не такой красный, как лампы накаливания), поэтому эта настройка также будет делать изображение более холодным.
  • Баланс белого с предварительной установкой . Сначала нужно сделать снимок объекта нейтрального цвета, затем фотоаппарат удалит все участки с таким же оттенком. Часто это единственный способ добиться неплохих результатов при съемке в свете энергосберегающих ламп. Как правило, эта настройка способствует верной цветопередаче в искусственом освещении по сравнении с другими похожими настройками.

    Порядок настройки этого режима зависит от конкретного фотоаппарата, поэтому обратитесь к руководству пользователя. Можно пользоваться серой картой или эксподиском (а можно сделать эксподиск самостоятельно из кофейного фильтра).

  • Ручная настройка . Этот режим позволит выбрать температуру, которую фотоаппарату нужно будет применять к каждому кадру. В камерах Nikon эта настройка обозначается буквой К. Как правило, температура выбирается вращением основного диска управления.
  • В некоторых компактных фотоаппаратах настройки баланса белого нет, поскольку она встроена в режимы съемки. Вы должны будете разобраться, как работает такой фотоаппарат, сами. Режим "Листва" обычно делает картинку более зеленой, "Закат" и "Осенняя листва" - теплой.

Баланс белого в профессиональных кругах называется ББ или по-английски WB (White Balans). Впрочем, сути это не меняет.

Данный параметр важен в практике фотографии, и отвечает он, как несложно догадаться, за правильность цветопередачи. В двух словах – белое должно быть действительно белым и без голубых/желтых оттенков. Настроив правильно WB, такого результата можно добиться.

Как понимает белый цвет фотоаппарат?

Человек, когда смотрит на белое полотно, сразу видит и понимает белый цвет. Камера же оснащена не столь умными «мозгами», и часто ей необходимы подсказки. Определяется камерой белый цвет благодаря законам физики. Известно, что белый цвет, нагретый до определенной температуры, дает абсолютно черное тело. Температура дает конкретную длину волны, и именно длина волны определяет цвет в привычном нашем понимании. Измеряется температура в кельвинах. Возможно, вы когда-нибудь слышали, как говорят, что цветовая температура белого дневного света равняется 6500 К.

Понимаем, что это выглядит немного глупо, но температура и кельвины важны, когда речь идет о параметре Баланса Белого. Если цветовая температура будет ниже 6500 К, то ей будет соответствовать другой цвет, пусть будет более желтый. Обычная свеча, например, имеет температуру 1800 К, и наш глаз воспринимает теплый желтый оттенок. При ином нагреве можно достичь голубоватого оттенка и т.д.

Так ли важен ББ на самом деле?

Баланс Белого действительно важный параметр, ведь он позволят добиться естественности фотографий, т.е. правильной цветопередачи. В зависимости от настройки ББ, кожа человека на пляже может иметь натуральный правильный цвет или прохладный оттенок. Вот примеры двух одинаковых фотографий с разным параметром ББ:

В данном случае у нас всего один источник света – солнце. Однако мы искусственно задаем камере другой параметр ББ, от чего цветопередача резко изменяется. Данный пример наглядно показывает, как именно влияет Баланс Белого на изменение цветов фото.

Предполагается, что White Balans призван делать фотографии «правильными», но понятие «правильные» сильно размыто. Правильная цветопередача это хорошо, вот только часто благодаря неправильной цветопередаче можно добиться нужного настроения снимка.

Вот вам простые примеры:




Очевидно, что на второй фотографии правильная цветопередача. Вот только сам снимок унылый и скучный. На первой фотографии баланс белого выставлен неправильно, но теплые оттенки снимка больше притягивают и атмосфера становится более уютной.

На третьем снимке преобладают голубые оттенки – обратите внимание на цвет неба и воды.

Наивно полагать, что ББ нужен только для правильной цветопередачи и использовать его исключительно для этой цели. Чаще всего именно так и делают, и это правильно. Мы лишь хотим сказать, что этот параметр в некоторых ситуациях позволит добиться «сказочности» кадра и создать определенный сюжет, что открывает возможности творчества.

Настройка ББ

Настройка Баланса Белого осуществляется просто. Почти все камеры, будь то обычная мыльница, зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, обладают функцией настройки этого параметра. Чаще всего в меню можно выбрать конкретный профиль:

  • Солнечно;
  • Пасмурно;
  • Лампа накаливания;
  • Вспышка;
  • Авто.

В принципе, даже интуитивно понятно, какое значение ББ нужно выставлять в конкретном случае. Если Вы делаете снимок на природе в солнечную погоду, то логично выбрать профиль «Солнечно», в помещении с искусственным освещением – «Лампа накаливания». В данном случае Вы просто задаете камере цветовую температуру источников освещения.

Многие профессиональные камеры позволяют задавать не профили ББ, а именно цветовую температуру в Кельвинах:

Чтобы сразу понять, как устроен «мозг» фотоаппарата, и как он понимает цветовую температуру, проведите простой эксперимент: сделайте 2 одинаковых кадра, но с разными параметрами баланса белого – на максимальной и минимальной температуре. Скорее всего, после этого вы поймете, как это устроено. Впрочем, этот эксперимент доступен лишь в том случае, если у Вас есть хороший дорогой фотоаппарат с возможность задавать именно цветовую температуру, а не выбирать конкретный профиль.

Кое-что еще

При желании добиться идеальной цветопередачи, нужно настроить ББ максимально правильно. Сделать это просто: сделайте пробный снимок белой бумаги и далее, глядя на фотографию, станет понятно, правильно ли выставлен данный параметр. Если неправильно, корректируйте ББ в более «теплую» или «холодную» сторону. Часто именно так и делают. Такой способ получил название «баланс белого по белому листу». Но помните: выставленный ББ будет правильным только для одного места. Если перейдете в другую комнату, то придется выставлять ББ заново.

Постоянно следить за данным параметром почти невозможно, ведь сцены и композиции меняются очень быстро. Для этого и придумали режим «Auto», когда камера пытается самостоятельно определить цветовую температуру источников освещения и подобрать правильный профиль (справляются они, кстати, неплохо). Но если Вы хотите максимально точно передать цвета, то уж придется вручную выставить ББ.


Пожалуйста, оцените статью:

Баланс белого - секрет правильной цветопередачи

Баланc белого - это настройка, которая необходима для обеспечения правильной цветопередачи на фотоснимке. Вероятно, вы обращали внимание, что фотографии, сделанные без вспышки дома при свете люстры, часто заметно отдают в желтизну, а фотографии в яркий солнечный день - наоборот, в синеву. Очень наглядно можно увидеть разницу в цветовом оттенке во время заката солнца и после заката:

Обратите внимание на цвет асфальта - на первой фотографии он чуть окрашен в желтизну, так как освещается закатным солнцем, на втором - преобладают синие оттенки, так как солнце ушло и основным источником света является голубое небо.

В чем измеряется баланс белого?

На самом деле, вопрос поставлен некорректно, однако именно такую трактовку часто приходится слышать. Баланс белого не является самостоятельной физической величиной - это что-то вроде компенсации цветового оттенка, точно также как экспокоррекция меняет уровень экспозиции снимка.

Баланс белого тесно связан с таким понятием как цветовая температура источника света. Вы когда-нибудь пробовали поднести иголку к пламени газовой плиты? Иголка нагревается и начинает светиться. Сначала этот свет едва заметный и имеет темно-красный оттенок, затем иголка становится ярко красной, оранжевой. Если еще сильнее поднять температуру, свет становится желтым, затем белым и, наконец, голубым. На газовой плите довести иголку до "белого каления" вряд ли получится, тем не менее, принцип понятен - при нагреве до разных температур тело светится разными цветами. Это и есть "цветовая температура", а измеряется она в Кельвинах.

Каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Вероятно, вы обращали внимание, что на энергосберегающих лампах есть надписи вроде 2700К ("теплый свет"), 4200K ("дневной свет") или 5500К ("холодный свет").

Вот краткий перечень цветовых температур для разных источников освещения (источник - Википедия):

  • 1500-2000 К - свет пламени свечи;
  • 2200 К - лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К - лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К - лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
  • 3400 К - солнце у горизонта;
  • 4000 К - люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300-4500 К - утреннее и вечернее солнце ("режимное" время);
  • 5000 К - солнце в полдень;
  • 5500 К - облака в полдень;
  • 5500-5600 К - фотовспышка;
  • 6500 К - стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
  • 6500-7500 К - облачность;
  • 7500 К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500-8500 К - сумерки;
  • 9500 К - синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
  • 15 000 К - ясное голубое небо в зимнюю пору;
  • 20 000 К - синее небо в полярных широтах.

Как выставить правильный баланс белого?

Чтобы обеспечить "нейтральную" цветопередачу мы должны выставить в своем фотоаппарате такой баланс белого, который максимально бы соответствовал цветовой температуре источника освещения. Как правило, функция "баланса белого" имеет несколько предустановок - солнечно, пасмурно, тень, лампа накаливания и так далее. Каждой предустановке соответствует определенная цветовая температура. Только вот в чем проблема - одной предустановкой невозможно охватить все тонкости и нюансы данных условий освещения. К примеру, установка "лампа накаливания" даст приемлемую цветопередачу, если мощность ламп составляет 100 Вт, но при освещении "сороковками" картинка заметно уйдет в желтизну. Как быть? Есть несколько вариантов...

Задать цветовую температуру вручную

Это, по сути, самый правильный метод. Если помещение освещено лампами на 5500K, устанавливаем в фотоаппарате баланс белого на 5500К и получаем "беспристрастную" цветопередачу, при которой цвета на фотоснимке будут максимально приближены к реальности - как при съемке днем на улице.

Этот метод имеет много плюсов:


При всех своих плюсах, у данного метода установки баланса белого в Кельвинах есть и недостатки.

  • Ручная установка ББ снижает оперативность при съемке (зато сокращает объем обработки).
  • На глаз точно определить температуру сложно, особенно новичку. Приходится ориентироваться на картинку, которая отображается на экране фотоаппарата, но экран не всегда точно отображает цвета. Я заметил, что у Olympus PEN E-PM2 цвета на экране теплее, чем на фотографии. Canon EOS 5D отображает картинку более точно, но все равно разница с монитором есть.

Устанавливать баланс белого в Кельвинах я могу рекомендовать в следующих случаях:

  • Вам точно известна цветовая температура источников света
  • Вы умеете "видеть кадр до щелчка затвора" и знаете, какой оттенок на фотографии должен преобладать - это приходит только с опытом
  • Ваш фотоаппарат позволяет устанавливать баланс белого в Кельвинах:)

Никто не мешает экспериментировать с балансом белого в Кельвинах новичкам. Цена ошибки в данном случае практически нулевая, если вы снимаете в RAW, можно легко исправить ошибку без потери качества.

Задать баланс белого по серой карте (или белому листу)

Чтобы не морочиться с Кельвинами есть еще один вполне годный алгоритм установки баланса белого вручную - по серой карте. Серая карта - это кусок картона или пластика нейтрально серого цвета. Если ее поместить в наши условия съемки и сфотографировать ее, то по этому фотоснимку легко можно настроить "пользовательский" баланс белого. Серая карта часто заменяется обычным белым листом бумаги - эффект тот же. После этого выбираем настройку "Пользовательский ББ" и фотоаппарат просит указать снимок "серой карты".

В моем случае (Canon EOS 5D) это выглядит так:

Выбираем снимок с серой картой и, следуя инструкции на экране, жмем кнопку SET. Важно, чтобы лист бумаги был освещен равномерно преобладающим источником освещения.

Все, пользовательский баланс белого настроен, осталось только выбрать его среди предустановок. Обозначается он такой пиктограммой:

Достоинства установки баланса белого по листу бумаги:

  • Можно установить баланс белого быстро и точно, безо всяких заморочек с цифрами
  • Функция есть практически во всех фотоаппаратах

Недостатки

  • Не недостаток, а особенность - нужно разобраться, как это работает конкретно на вашей фотокамере
  • Нужно иметь серую карту или, на худой конец, лист чистой белой бумаги. Устанавливать можно и по другим объектам - белым стенам, элементам одежды, но точность при этом будет заметно ниже.
  • Баланс белого выставляется "беспристрастно" - принудительно сделать оттенок чуть теплее или холоднее уже не получится.

Воспользоваться автоматическим баланса белого

При "обычных" условиях освещения этот метод вполне годится и для любительской и для профессиональной съемки. Под "обычными" условиями понимается, скажем, съемка днем на улице или съемка со вспышкой. В этом случае автоматика любой камеры прекрасно справится с задачей установки баланса белого. Однако, есть нюансы...


Еще раз напоминаю, даже если автоматический ББ серьезно промахнулся, его легко поправить, если снимаете в RAW.

Предустановки баланса белого

Это самый плохой вариант! Предустановки не могут учесть всю специфику источников освещения - мощность ламп накаливания, цветовую температуру энергосберегающих и светодиодных ламп. Даже солнце в разных широтах светит по-разному, поэтому применять предустановки ББ я не рекомендую, так как это пустая трата времени, все равно потом с 99% вероятностью придется исправлять баланс белого.

Выводы

Баланс белого - важная, но не критичная настройка, если мы снимаем в RAW. Она позволяет регулировать цветопередачу снимка на этапе съемки, что очень удобно, если снимаете большую серию снимков при одинаковом освещении - один раз правильно настроил и вперед! Количество постобработки будет сведено к минимуму. Даже если ошиблись с настройками - не беда, RAW все стерпит (помните, мы ведь договорились все снимать в RAW ?)

ББ может рассматриваться как один из творческих приемов. Если хотим создать в кадре "теплую и ламповую" атмосферу, можно смело сместить баланс белого на 200-500К в сторону желтизны - этого как правило достаточно для ощущения теплоты и в то же время желтизна не будет бить по глазам. Наоборот, для создания чувства тревожности и драматичности можно чуть сместиться в сторону холодных тонов. "Технически правильный" баланс белого и "творческий" баланс белого - не всегда одно и то же!

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужен баланс белого?

2. Как баланс белого связан с цветовой температурой источника света?

3. Какую цветовую температуру нужно выставить при съемке днем на улице? Попробуйте разные варианты и выберите лучший.

4. Научитесь выставлять баланс белого по серой карте или листу бумаги.

5. Попробуйте пофотографировать с настройкой ББ "лампа накаливания" при свете ламп на 25, 50, 60, 100Вт и убедитесь, что это не очень хорошая идея:)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: