Какой взять недорогой процессор. Какой процессор лучше для игр — Обзор по параметрам

Аккурат к началу учебного года и в течении него возрастает потребность в новых компьютерах, и многие будут задаваться вопросом — какой процессор для игр лучше?

Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся в многообразии современных моделей, и по каким параметрам и критериям вообще выбирается чип для современных игр.

Цена процессора для ПК

Собирая игровой компьютер главным является не процессор, а видеокарта, основные траты будут именно на нее. Можно естественно потратиться и собрать из всего самого лучшего, но такой системный блок обойдется очень дорого, что доступно далеко не каждому.

Если хотите потратить не очень много, но получить достаточно неплохой игровой ПК, придется на чем-то экономить. Одним из вариантов — это сэкономить именно на процессоре, который не всегда играет такую уж решающую роль в быстродействии игрушек.

Например, процессоры Intel семейства i3, i5, i7, i9 отличаются по цене, но все четыре могут использоваться в игровых системах. Самым лучшим процессором для игр является конечно серия i9, но цена младшего из них начинается с отметки $1000 (60 000 руб.). Другое дело i3, который стоит в несколько раз дешевле — $150 (9000 руб.), но он тоже может быть установлен в игровой компьютер.

Если выбирать платформу AMD, то она традиционно всегда обходилась дешевле Intel. Младшая версия топового процессора Ryzen Threadripper 1920X, который по производительности идет наравне с самыми мощными чипами Intel, обойдется в $800 (48 000 руб.), что уже дешевле. Если выбирать младший AMD Ryzen 3 1200, то цена на него всего $110, и да, его тоже можно использовать для игрового компьютера.

Такой разброс цен вызывает множество вопросов, на которые мы постараемся ответить ниже.

Какой процессор для игр выбрать?

Разделим все нижеперечисленные процессоры на некоторые подгруппы: премиальные, быстрые и хорошие. Последние будут самым оптимальным вариантом, когда бюджет не сильно большой. Премиальные конечно очень производительные, но рассчитаны на покупателей, которые чаще хотят выделить свой высокий социальный статус.

Премиальные процессоры

Быстрые процессоры

Хорошие процессоры

Есть множество моделей процессоров, которые можно использовать в игровом компьютере. Мы выбирали чисто по собственным субъективным соображениям. Это не значит, что нельзя использовать еще более дешевые и малопроизводительные чипы, но если хотите раскрыть весь потенциал игровой видеокарты, то выбираем, как минимум из последней четверки.

Характеристики процессоров для игр 2017

Теперь немного разберемся в некоторых основных характеристиках и нюансах, по которым следует выбирать игровой процессор. Современные чипы последнего поколения типа AMD Ryzen оснащены более продвинутой архитектурой, позволяющая создавать доселе невиданную многопроцессорность и многопоточность, вместе с интеллектуальными функциями, которые самостоятельно оптимизируют питание. Хотя раскрыть все эти возможности могут не все игры или приложения, но все движется именно в данном направлении. Рассмотрим основные критерии выбора.

Частота

Это один из тех параметров, по которому чаще всего выбирают процессор для гейминга. Обычно, то что ниже 2,8 ГГц не считается игровым процессором, поэтому стараемся подбирать в диапазоне 3-4 ГГц. То что выше этого порога обычно разогнанные “камни” для оверлокинга. Такие модели имеют разлоченый множитель и позволяют значительно повысить частоту при условии хорошего охлаждения. И Intel и AMD часто обозначают их буквами К и Х, например, в нашем списке есть Intel Core i7-7700K.

Правда, большинство современных процессоров самостоятельно регулируют частоту в определенных пределах (2,9-3,9 ГГц), если того требует выполняемая задача. Процессор Intel Core i7-7700T из нашего списка, как раз такой.

Ядра и потоки

Все больше современных игр требуют минимальные 4 ядра (GTA V, Ведьмак 3: Дикая охота, Far Cry 4 или Assassin’s Creed Unity), чтобы выдавать приемлемое быстродействие на пару с вашей игровой видеокартой. Правда не всегда многоядерность влияет на производительность, часто ключевую роль играет многопоточность. Все современные процессоры Intel поддерживают технологию Hyper-Threading, которая реализует удвоенное количество потоков в соотношении с ядрами, что дает более высокую производительность. Новые AMD Razen тоже оснащены похожей технологией. Все процессоры с такими параметрами можно смело записывать в игровые.

Кэш

Размер кэша, как правило не влияет на производительность в играх, но будет заметен, если вы запускаете много программ одновременно или, как сумасшедший серфите в интернете, открывая множество вкладок одновременно. Исключать это параметр однозначно нельзя в стремительно развивающемся мире технологий. Некоторые процессоры типа премиального AMD Ryzen Threadripper 1920X оснащены просто огромным количеством данной памяти (суммарно 38 Мб). Существует кэши 1-го, 2-го и 3-го уровня.

Intel или AMD?

Традиционно процессоры AMD были всегда дешевле своего конкурента Intel, и не обладали теми возможностями производительности, поэтому чаще покупались из-за своей бюджетности. Однако последнее поколения AMD Ryzen благодаря внедрению новейших технологий (в том числе интеллектуальных) даже обошли многие модели интеловских чипов. Это при том, что цены на них порядочно дешевле.

Прошло время, когда AMD плелась в хвосте у Intel, теперь компания набирает все больше оборотов и скорее всего обойдет своего именитого собрата. Тем более, что последние несколько лет последняя не предлагает ничего принципиально нового.

Какой процессор выбрать для 4K игр?

Хотя многие топовые видеокарты поддерживают 4K разрешение, получить достаточно приемлемое быстродействие (не менее 60 FPS) на максимальных настройках позволит только создание системы из двух или даже трех видеокарт. Соответственно под такую конфигурацию требуется достаточно мощный центральный процессор.

Для этих целей выбирайте из быстрых процессоров, а лучше премиальных. Дорого, да, но зато вы получите совершенно иной игровой опыт с ультравысоким разрешением.

Какой процессор подойдет для VR игр?

Чтобы комфортно использовать VR-шлем, достаточно любого чипа из раздела хорошие процессоры. Даже дорогие гарнитуры выдают разрешение не более Full HD, что потянет любая игровая видеокарта среднего уровня, обеспечивая хорошее быстродействие и высокую частоту кадров (FPS).

Если вы можете приобрести дорогостоящую VR-гарнитуру типа HTC Vive или PlayStation VR, то наверняка сможете собрать очень приличный системный блок с дорогим процессором.

Заключение

Итак, какой же выбрать процессор для игр? Если вы не стеснены в средствах и хотите удивить друзей и побаловать свое я, то ответ очевиден. А если бюджет небольшой, но при этом очень хочется поиграть с комфортом, то выбирайте процессор минимум с 4-мя потоками. Подойдет Intel Core i3-7320 из нашего списка или AMD Ryzen 3 1300X. Но лучше установить Intel Сore i5-7600, который будет самым оптимальным вариантом с небольшим запасом на будущее, ведь игровая индустрия предлагает все больше интересных игр, требующих больших мощностей.

Основным элементом игрового компьютера является видеокарта, однако и центральный процессор — тоже имеет не последнее значение. А в случае с офисными, мультимедийными, учебными и другими не самыми ресурсоемкими задачами — он влияет на производительность даже в большей степени, чем графика. В ТОП недорогих процессоров 2016 попали модели, которые заслуживают место в сборке бюджетного ПК.

  • Цена . В качестве верхней границы стоимости, для попадания в рейтинг бюджетных процессоров для ПК 2016 года, была выбрана сумма 3000 грн. С более дорогим ЦП не получится собрать недорогой и мощный компьютер, даже не игровой направленности.
  • Актуальность . В рейтинг процессоров для ПК 2016 вошли только те ЦП, которые на момент написания материала остаются актуальными. Устаревшие платформы, вроде сокета 1150 у Intel или FM1 у AMD — не рассматривались.
  • Соотношение цены и возможностей . Чтобы попасть в ТОП лучших процессоров 2016, недостаточно, чтобы ЦП был недорогим и актуальным. Важно, чтобы в своем классе он выгодно выделялся на фоне конкурентов, а в своей линейке — смотрелся интереснее всего.

Учитывая эти параметры, в рейтинг бюджетных процессоров 2016 было отобрано 7 моделей, лучших в своем классе, или вообще на рынке. Каждый из процессоров является оптимальным для того или иного вида использования, и способен выдавать достаточную в условиях 2016-начала 2017 года производительность.

ТОП лучших процессоров для бюджетного ПК

7 место: AMD Athlon 5150 x4, от 949 грн

Открывает рейтинг бюджетных процессоров 2016 дешевый четырехъядерный ЦП AMD Athlon 5150. Это — процессор начального уровня, предназначенный для бесшумных мультимедийных и офисных ПК в компактных корпусах. AMD Athlon 5150 оснащен четырьмя ядрами, работающими на частоте 1,6 ГГц. Емкость кэш-памяти второго уровня составляет 2 Мб. Производится процессор по не самому свежему техпроцессу 28 нм, но тем не менее уровень тепловыделения составляет всего 25 Вт. ЦП предназначен для установки в платы с сокетом AM1, работающие с памятью DDR3.

На базе AMD Athlon 5150 можно собрать дешевый компьютер для простых задач, вроде работы с документами и веб-серфинга, а также просмотра фильмов, вписавшись в бюджет 5 тысяч гривен за все вместе. Он оборудован встроенной графикой Radeon R3, которой достаточно для мультимедийных и офисных задач, хоть и маловато для игр. Тем не менее, те же WoT на низких настройках графики данный процессор потянуть способен.

6 место: AMD Athlon X4 860K, от 1914 грн

Следующий герой в ТОП бюджетных процессоров для недорогого ПК 2016 года — AMD Athlon X4 860K. Это — уже более производительное решение для тех, кому нужен комп, способный справиться с играми. Он имеет 4 ядра, работающие на частотах до 3,7 ГГц, а благодаря незаблокированному множителю — он спокойно разгоняется примерно до 4,5 ГГц. На борту процессора имеется 4 Мб кэша, а производится чип по техпроцессу 28 нм. Уровень энергопотребления чипа ограничен 95 Вт. Рассчитан он на работу в платах под сокет FM2+ и память DDR3.

AMD Athlon X4 860K — это недорогой четырехъядерник, который пригоден для игровых систем начального уровня, а также хорошо справляется с несложными задачами. 4 физических ядра дают ему преимущество над Intel Celeron и Pentium схожей ценовой категории (до 2000 грн), но в плане удельной производительности на ядро он
существенно отстает. Поэтому данный бюджетный процессор попал в ТОП на 6 место.

5 место: Intel Celeron G3900, от 965 грн

Первый представитель Intel в рейтинге недорогих процессоров для домашнего ПК 2016 года — Celeron G3900. Он позиционируется, как офисное решение, и хоть оснащен только двумя ядрами, их производительность весьма неплоха. Работают они на частоте 2,8 ГГц, емкость кэша составляет 2 Мб. Чип производится по тонкому техпроцессу 14 нм, поэтому до заявленных 51 Вт его потребление в реальности никогда не дотягивает. На практике он расходует от 10 до 30 Вт энергии. Celeron G3900 устанавливается в платы с сокетом 1151, поддерживающие память DDR3L и DDR4.

Со своим офисным предназначением процесор более, чем справляется. Для игр он тоже подойдет, но не самых требовательных. Чтобы нормально поиграть, возможностей встроенной видеокарты Intel HD 510 явно мало (хотя WoT на минимальных ей по силам). А вот если установить в систему что-то вроде Radeon RX 460 — то даже нормальный геймплей в GTA 5 или Ведьмак 3 — реальность.

4 место: AMD FX-6300, от 2595 грн

AMD FX-6300 попал в ТОП недорогих процессоров для ПК 2016 благодаря тому, что является «народным» шестиядерником и давно пользуется популярностью. Его нельзя считать идеальным игровым решением, тем не менее, своих денег данный процессор стоит. Его 6 ядер работают на частоте 3,5 ГГц, а объем кэша составляет 6 Мб для памяти второго уровня и 8 Мб — для третьего. Производится чип по техпроцессу 32 нм, поэтому не очень холодный и выделяет 95 Вт тепла. Процессор рассчитан на установку в платы с сокетом AM3+, но поддерживается и многими материнками с AM3.

За счет хорошей совместимости со старыми платами, большому количеству ядер (пусть и не очень мощных), а также вместительному кэшу, процессор за свою цену вполне неплох. От решений Intel (вроде того же i3-6100) он отстает в задачах, требующих быстрых ядер, но там, где важна многопоточность — держит лидерство. В сочетании с видеокартой уровня GeForce GTX1050 Ti процессор способен тянуть все современные игры на средних и высоких (а иногда — и более того) настройках.

3 место: AMD A10-7850K, от 2632 грн

AMD A10-7850K расположился в ТОП лучших процессоров для бюджетного ПК 2016 года за счет сочетания неплохого ЦП и встроенной графики. По части ЦП — это тот же Athlon 860K, с четырьмя ядрами на частоте 3,7 ГГц, 4 Мб кэша второго уровня и поддержкой разгона. Он тоже выполнен по техпроцессу 28 нм и расходует до 95 Вт энергии. Процессор рассчитан на платы с разъемом FM2+ и работает с оперативной памятью DDR3 на частотах до 2133 МГц.

Достоинством AMD A10-7850K на фоне Athlon 860K является наличие приличной встроенной видеокарты. Его интегрированное ядро может даже претендовать на звание игрового, при этом, стоит данный ЦП всего на 700 грн дороже собрата без графики. Если купить быструю память DDR3 в комплекте из 2 планок — то даже в новые игры выйдет поиграть без покупки дискретной видеокарты. Это — главное преимущество AMD A10-7850K для тех, кто играет редко, но иногда может погонять в танчики или кораблики. Какая-нибудь GTA5 тоже пойдет, но лишь на ухудшенных настройках графики.

При выборе процессора нужно обращать внимание не только на чистую производительность, частоту и количество ядер. Не стоит забывать о расчетной производительности системы охлаждения или TDP (Thermal Design Power).

Современные процессоры уже не ограничиваются 4 ядрами на борту. Их может быть 8, 12, 16… и даже более. Правда, такие процессоры предназначены уже для профессионалов, которым нужна высокая вычислительная мощность. Если вы ищете процессор для игровой системы, то можно ограничиться чипом с 6 ядрами. Например, таким как .

В настоящее время на рынке процессоров между собой ведут борьбу два известных бренда — AMD и Intel. Какое-то время AMD оставался аутсайдером, но линейка процессоров Ryzen вывела его обратно на вершину процессорного Олимпа, усложнив жизнь представителям из линеек Intel. Сегодня эти два бренда бьются практически на равных, опережая друг друга с выпуском каждой новой модели.

Лидеры рейтинга по соотношению цена/качество

Ежегодно тестовая лаборатория CHIP тестирует огромное количество процессоров. Все результаты наших тестов представлены в виде сводного рейтинга в . Именно ей мы и руководствовались, когда выбирали самые лучшие CPU, удовлетворяющие соотношению цены и производительности. Итоговая оценка, которая определяет положение той или иной модели в таблице, конечно же, складывается из производительности. Но высокие мощности должны стоить разумных денег, поэтому в данном материале мы рассматриваем именно такие процессоры.

Первое место: AMD Ryzen 5 1600X

Несмотря на то что в общем рейтинге лидирующие позиции на сегодняшний момент занимает продукция Intel, чипы от AMD выигрывают по соотношению цена/качество, показывая отличные результаты при условии приемлемой стоимости. Взять, например, нашего лидера — . В среднем всего за 16 500 рублей вы получаете 6-ядерный процессор на современной архитектуре Summit Ridge, который предлагает впечатляющую производительность и высокие рабочие частоты.

В обычном режиме работы частотные характеристики находятся на уровне 3600 МГц, но в режиме авторазгона, когда нужно «подбросить дровишек», процессор показывает внушительные 4000 МГц. Более того, этот параметр можно еще и разогнать, так как CPU с X-маркировкой предусмотрены именно для оверклокинга. TDP в 95 Ватт тоже говорит об этом.

В нашем тесте процессор набрал 3629 баллов в синтетическом бенчмарке PC Mark 8, показав, что разница по результативности с 8-ядерными процессорами у него не очень большая. А вот в бенчмарках, которые дают оценки за многопоточность, ситуация немного другая: восьмиядерники заметно вырываются вперед, что, впрочем, вполне ожидаемо.

Второе место: Intel Core i7-8700K

В сравнении с лидером нашего рейтинга шестиядерный уже не кажется таким доступным. Его стоимость ощутимо выше и составляет в среднем около 32 000 рублей, что практически в два раза выше ценника AMD Ryzen 5 1600X. По производительности он является бесспорным лидером, но при оценке соотношения цены и качества, проигрывает конкуренту от AMD.

Во время тестовых испытаний отличился тем, что показал самую высокую максимальную частоту — внушительные 4700 МГц. Номинальная частота в обычном режиме работы составляет 3700 МГц, и вот она уже сравнима с показателями конкурента. Но в режиме авторазгона Intel Core i7-8700Kпопросту укладывает другие чипы на лопатки и равных ему в этом на данный момент нет.

Обратим внимание, что Intel Core i7-8700K — это не только носитель самой свежей архитектуры Coffee Lake. В названии процессора присутствует литера «K», а это говорит нам о хорошем разгонном потенциале. При подаче на процессор усиленного питания возможен разгон штатных частот самого CPU, а также модулей оперативной памяти DDR4. Но есть и нюанс — измененная схема питания делает данный процессор несовместимым с разъемом LGA 1151. Потребуется LGA 1151v2.

Третье место: AMD Ryzen 5 1600

На третьем месте расположился еще один шестиядерник AMD, но уже без маркировки «X». Зато и стоимость еще более щадящая — около 14 000 рублей. Не процессор, а подарок! Правда, в сравнении со своим старшим собратом, данная модель предлагает штатные частоты на уровне 3200 МГц и при необходимости может разгоняться до 3600 МГц.

Одно из отличий от процессоров Intel кроется в отсутствии графической подсистемы. Если выбор процессоров из верхних двух позиций позволяет повременить с покупкой видеокарты, то в случае с дискретная видеокарта является необходимостью. Но учитывая высокую стоимость графических карт, не у всех есть возможность прикупить себе этот компонент с одной зарплаты.

По результатам измерений в бенчмарках немного отстает от более быстрого 1600X. Особенно это заметно по результатам тестов в PCMark 8, Cinebench R15 и PovRay 3.7 RC3. Но если не вдаваться в сравнения и принять во внимание TDP в 65 Ватт — можно сказать, что конечные результаты очень хороши. Напомним, что у версии 1600X этот параметр заметно больше — 95 Ватт.

Четвертое место: AMD Ryzen 7 1700

И снова представитель из лагеря AMD показывает лучшее соотношение цены и качества. 8-ядерный монстр в лице мы рекомендуем покупать тем, кто не терпит никаких компромиссов в играх или работе с требовательными к ресурсам программами. По результатам наших тестов данный процессор показал себя высокопроизводительным и эффективным, в том числе в режиме мультизадачности.

Тактовые частоты немного ниже, чем у лидера рейтинга. 3000 МГц в штатном режиме и 3700 МГц в режиме авторазгона. Несмотря на это в синтетических бенчмарках процессор выступает очень хорошо и показывает высокие результаты. Исходя из последних данный CPU можно смело отнести к топовому сегменту. При этом стоимость такого топового процессора весьма доступная — около 25 000 рублей.

Лучше всего подходит для работы в программах, которые используют мультиядерность — здесь ему пока нет равных. Но вот для игровых систем этот процессор будет не самым лучшим вариантом, так как многие современные игры по-прежнему плохо оптимизированы под восьмиядерные решения от AMD. Мы видим лучший вариант использования этого процессора именно в рабочей станции.

Пятое место: Intel Core i7-7700K

На пятом месте экспансию AMD разбавляет еще один чип от Intel. Его можно приобрести за 25 000 рублей, если вам не смущает его принадлежность к прошлой архитектуре Kaby Lake. — мейнстримовый чип, который акцентирует внимание на производительности и не предлагает никаких новшеств в сравнении с новинками на базе Coffee Lake.

В сравнении с предыдущими CPU, которые занимают первые четыре строчки нашего хит-парада, предлагает только 4 ядра и 8 потоков. А вот базовая тактовая частота начинается со значения в 4200 МГц. В режиме автоматического разгона частоты могут достигать значения в 4500 МГц, что почти сравнимо со значениями 6-ядерного Intel Core i7-8700K, разместившегося на втором месте.

Высокие тактовые частоты пошли на пользу производительности. В бенчмарках показывает очень достойные результаты, а в тесте PCMark 8даже немного опережает Intel Core i7-8700K. В тестовых пакетах 3DMark оба процессора тоже идут почти вровень. А учитывая ориентированность процессора на игровые системы, мы рекомендуем покупать его именно для сборки геймерских ПК.

Топ 10 лучших процессоров для настольных компьютеров по соотношению цена/качество

1.

: 70.4


Кол-во ядер
Максимальная частота

: 4,0 ГГц


Общая оценка: 70.4

Соотношение цена/качество: 82

2.

Производительность CPU (100%)

: 81.4


Кол-во ядер
Максимальная частота

: 4,7 ГГц


Общая оценка: 81.4

Соотношение цена/качество: 80

3.

Производительность CPU (100%)

: 66.5


Кол-во ядер
Максимальная частота

: 3,6 ГГц


Общая оценка: 66.5

Соотношение цена/качество: 81

4.

Производительность CPU (100%)

: 77.3


Кол-во ядер
Максимальная частота

: 3,7 ГГц


Общая оценка: 77.3

Соотношение цена/качество: 79

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Как выбрать процессор для игрового ПК. Изучаем эффект процессорозависимости на практике

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральные процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12 . Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.

Самое сложное - это подобрать центральный процессор сразу для нескольких графических адаптеров

В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг . Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.

Оверклокинг уже давно превратился в «оружие» маркетологов. Например, только ленивый производитель материнских плат не хвастается отличным разгонным потенциалом своей продукции

В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258 , Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свою тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.

Важно помнить: чем выше тактовая частота - тем горячее процессор! Так что необходимо позаботиться о качественном охлаждении «камня»

Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.

Эффект процессорозависимости

Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.

Зависимость производительности в играх от частоты центрального процессора

Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).

Влияние архитектуры на производительность в играх

Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Сравнение архитектур процессоров в играх (NVIDIA GeForce GTX 980)

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третий и, возможно, определяющий фактор, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading , впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы поговорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.

На самом деле, Core 2 Quad на ядре Kentsfield не является полноценным четырехъядерником. В его основе лежат два кристалла Conroe, разведенные в одном корпусе под LGA775

Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.

Процессорозависимость в GTA V

GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.

Процессорозависимость в «Ведьмак 3: Дикая охота»

Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.

производительность многоядерных систем в играх

Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.

Эффективность Hyper-Threading у Core i3

Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?

Процессорах семейства Broadwell и некоторых Haswell используется 128 Мбайт памяти eDRAM (кэш 4-го уровня). В некоторых играх она способна серьезно ускорить работу системы

Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.

Влияние кэша третьего уровня на производительность в играх

Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.

Сравнение AMD и Intel в GTA V

GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.

Процессорозависимость в системе AMD

Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. С подробным обзором этого API вы можете познакомиться . Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Однако не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.

Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech

Процессор для компьютера , или как его еще называют CPU, — это его «мозг», то есть самое главное и дорогое устройство, которое выполняет все основные вычисления. В настоящее время на рынке компьютерных процессоров присутствуют два основных игрока — Intel и AMD. Поэтому если вы собираете свой ПК с нуля, то сразу нужно определиться, какой именно фирмы и какую модель вы будете использовать и уже с учетом этого подбирать к нему остальные комплектующие. Если же вы подбираете его на замену старому, то необходимо внимательно ознакомиться с характеристиками материнской платы и с учетом ее особенностей выбрать именно ту модель процессора для компьютера, которая ею поддерживается. Как узнать, какой именно? Об этом читайте далее.

На что обратить внимание при выборе процессора для компьютера?

Итак, первое, что надо сделать при подборе нового процессора для уже собранного системного блока — задать себе несколько основных вопросов:

  • Какой сокет материнской платы для установки на нее процессора?
  • Какую частоту процессора поддерживает матерь?
  • То же самое, относительно оперативной памяти
  • Поддерживается ли системной платой встроенное видеоядро?

Надежнее всего ответить на них, почитав самостоятельно характеристики соответствующих компонентов в их инструкциях, но можно упростить это дело и зайти на один из сайтов интернет-магазинов, где найти свою плату и память и посмотреть список поддерживаемых процессоров, который часто автоматически формируется для каждой модели.

Например, я пользуюсь сайтом nix.ru . Здесь можно не только посмотреть основные поддерживаемые характеристики для CPU, но и подобрать сами устройства из имеющихся в продаже.

Характеристики процессора для компьютера

Давайте же теперь подробнее разберемся, какие отличительные особенности характеризуют современные процессоры для компьютера и чем они отличаются. Для начала перечислю основные:

  • Количество ядер
  • Тактовая частота
  • Коэффициэнт умножения
  • Системная шина
  • Контроллер памяти
  • Видеоядро
  • Сокет
  • Мощность тепловыделения

Количество ядер

Одним из основных показателей является количество ядер процессора. Время одноядерных компьютерный процессоров безвозвратно ушло, поэтому при выборе процессора для современного компьютера отталкивайтесь от тех, которые имеют не менее двух ядер — то есть независимых друг от друга блоков для обработки данных.

По идее, чем больше ядер, тем больше одновременных процессов может быть обработано, а следовательно выше производительность. Однако есть нюанс — максимальная отдача от работы с таким количеством ядер будет достигаться только если ПО, установленное на компьютере, будет рассчитано на работу с подобным количество ядер. А как вы понимаете, ни одно современное пользовательское ПО на это не рассчитано — производитель всегда ориентируется на массовый спрос, а на сегодняшний день — это 2 ядра. То есть остальные 6 просто не нужны.


Покупать навороченный многоядерный процессор с «заделом на будущее» также нет никакого смысла, так как все остальное железо (в том числе и сокет на материнской плате) к тому времени, как такое количество ядер станет нормой, просто морально устареет и вы его также не сможете использовать…

Тактовая частота

Тактовая частота работы измеряется в герцах (Гц) и характеризует количество операций, которое может одновременно выполнять CPU за определенный промежуток времени. Чем больше тактовая частота, тем более мощный процессор, однако эта величина отличает друг от друга процессоры внутри одной серии. Например, процессор Intel Core i5 с частотой 3.5 GHz быстрее, чем Intel Core i5 3.0 GHz, но не производительнее Intel Core i7.

Для увеличения производительности современные процессоры также умеют при необходимости повышать или понижать частоту. У Intel данная технология называется Turbo Boost, а у AMD — Turbo Core. Здесь также следует сказать о таком понятии, как коэффициэнт умножения. Если он разблокирован, то у пользователя есть возможность самостоятельно изменить тактовую частоту, то есть разогнать процессор.

Разблокированный коэффициент присутствует на процессорах дорогого сегмента, предназначенных для высокопроизводительных игровых компьютеров, которых собираются пользователями и тонко затачиваются под их нужды.

Однако при разгоне часто пользователи не учитываются одного нюанса. При повышении коэффициэнта множителя (Ratio) увеличивается лишь частота самого ядра процессора (Core), а частота шины данных (QPI) остается на том же уровне, а поскольку производительность зависит от самого медленного компонента, то она по сути не увеличится.

Формула расчета такая: Core = QPI X Ratio.

Если QPI=100, а Ratio=34, то частота ядра будет равна 3400 МГц.


Для эффективного разгона необходимо повышать не только коэффициэнт умножения, но и тактовую частоту системной шины QPI.

Системная шина

Так мы подошли к еще одной характеристики CPU, как частота шины данных, или системная шина. Она отвечает за обмен информацией между ядрами и между процессором и другими компонентами компьютера. Измеряется в мегагерцах (МГц) или гигатрансферах в секунду (ГТ/с).

Сокет

Кроме того, огромное количество моделей отличается друг от друга по — разъему, при помощи которого они стыкуются с материнской платой. Процессоры из одной и той же серии могут быть предназначены для установки на разные сокеты.

Память

Встроенный контроллер памяти отвечает за то, какой тип оперативной памяти, на какой частоте и сколько каналов поддерживается при работе. Чем больше каналов, тем выше производительность, однако для офисного или домашнего использования вполне достаточно двух каналов.

Про тип и частоту мы подробно говорили в — модули памяти, а также слоты памяти на материнской плате нужно подбирать именно с тем учетом, чтобы тип и частота поддерживались выбранным процессором.

В наши дни процессоры также имеют встроенную высокоскоростную память, которая является неким буфером обмена между ним и ОЗУ и хранит наиболее часто используемые в текущей работе данные. Называется он кэшем процессора и делится на три уровня. В подробных характеристиках на сайте магазинов мы часто можем увидеть такую информацию:

  • Кэш L1 — 64 Кб x4
  • Кэш L2 — 256 Кб x4
  • Кэш L3 — 6 Мб

Первые два нас мало интересуют, так как они характеризуют общую архитектуру процессоров одной линейки, а вот последний как раз может характеризовать ту или иную модель и отличать ее от других. По сути это самый главный параметр, который показывает быстроту работы CPU.

Схема такая — процессор компьютера в первую очередь обращается за данными для обработки именно к своей скоростной кеш-памяти. Если у нее небольшой объем и необходимой информации там нет, то идет обращение к оперативке, которая по-любому намного медленнее, а следовательно обработка происходит дольше.

Если же объем кеша большой, то там может храниться больше данных и выше вероятность того, что необходимая информация для обработки будет храниться именно там, а не в оперативной памяти.

Чем большего объема кеш 3го уровня, тем лучше!

Видеоядро

Встроенное видео ядро (GPU) процессора для компьютера также присутствует в большинстве современных моделях и позволяет работать с монитором без дополнительной установки отдельной видеокарты, то есть по сути является аналогом интегрированной в системную плату видеокарты. Для использования данной возможности процессора должна поддерживаться .

У встроенного видео ядра имеется своя частота работы, определяющая его производительность, и которая называется у каждой фирмы по-своему: Intel HD Graphics и AMD Radeon HD. Для просмотра фильмов и простой работы с графикой его вполне достаточно, для ресурсоемких же игр все равно придется покупать и устанавливать отдельную видеокарту.

По характеристикам видеоядра процессоров Intel разделяются на следующие категории:

  • Intel HD Graphics 1000 — слабая производительность
  • Intel HD Graphics 2000 — средняя
  • Intel HD Graphics 3000 — высокая

По сравнению с отдельными видеокартами видеоядро трехтысячной серии сравнимо с картой нижнего уровня.

Тепловыделение

Мощность тепловыделения (TPD) — показатель, на который надо ориентироваться при подборе блока питания для компьютера и системы охлаждения самого процессора. Измеряется в Ваттах (W). Для нормальной работы при максимальной нагрузке необходимо отводить для процессора в блоке питания величину, в два раза превышающую показатель TPD.

Комплектация

Наконец, процессор может продаваться как отдельно, так и в комплекте с системой охлаждения (кулером). При подобной комплектации в характеристиках процессора отмечено, что он поставляется в виде «BOX «, т.е. в коробке с вентилятором. Если вы собираете домашний компьютер средней производительности, то его должно хватить.

Для мощных игровых ПК лучше приобрести отдельно процессор и отдельно к нему более качественный и мощный вентилятор. Также скорее всего в данном кулере будет невозможно отрегулировать скорость вращения и он будет более шумно работать по сравнению с более дорогим, приобретаемым отдельно.

Какой процессор лучше выбрать для дома или игр?

При выборе процессора необходимо сначала определиться, какого типа компьютер вы собираете — самый простой для офиса, средней производительности для универсального использования или мощный игровой. В соответствии с этим выбираете сначала серию процессоров одного из производителей, а потом уже конкретную модель. Внутри одной линейки они отличаются чаще всего по частоте, количеству ядер и кэшу. Также учитывайте, для какого сокета он сделан — лучше брать для новейших стандартов разъемов с прицелом на дальнейший апгрейд или ремонтопригодность.

Процессоры Intel для компьютера

  • Atom — для компактных ПК формфактора mini ATX.
  • Celeron Dual Core — самые простые и дешевые для работы с офисными документами или в качестве медиа-сервера. Имеют 1 или 2 ядра.
  • Pentium Dual Core — также двухядерные процессоры бюджетной категории для домашних компьютеров среднего сегмента, чуть мощнее, чем Celeron.
  • Core i3 — двухядерные процессоры среднего уровня. Оптимальный вариант для простого домашнего компьютера, на котором планируется не только работать с документами и смотреть видео, но и работать в графических редакторах и играть в несложные игры.
  • Core i5 — 2х и 4х ядерные процессоры высокой производительности, которые уже подходят для ресурсоемких игр. Самый универсальный и подходящий вариант для дома по сочетанию цены и производительности.
  • Core i7 — мощные высокопроизводительные процессоры для выполнения любых задач. Имеют 4 или 6 ядер. Эту серию имеет смысл брать только заядлым игроманам для современных игрушек с максимальными графическими настройками, так как с большинством задач попроще все-таки справится i5.
  • Extreme Edition — самые мощные и дорогие процессоры премиум сегмента.
  • Xeon — линейка для серверов.

Кроме этого в названии процессора Intel могут встречаться некоторые буквы, указывающие на их дополнительные характеристики:

  • S — процессор с оптимизированной производительностью
  • T — оптимизированное потребление мощности
  • К — с разблокированном множителем для повышения частоты работы
  • М — для ноутбука
  • X — самый производительный процессор в серии

Дополнительные технологии

  • Hyper Threading — позволяет выполнять на одном ядре параллельно два потока вычислений. То есть, при проверке специальным софтом работы двухъядерного процессора (при активации в BIOS функции Hyper/Multi Threading) у вас будут видны два реальных ядра и еще два виртуальных. При небольшом увеличении стоимости процессора, снабженного данным режимом, он дает значительный прирост производительности.
  • Turbo Boost — автоматическое увеличение тактовой частоты процессора по мере необходимости выполнения сложных операций. Данный режим абсолютно безопасный и о перегреве процессора, который может случиться при ручном разгоне, можно не беспокоиться — при повышении температуры процессор автоматически понизит частоту до приемлемого значения.

Процессоры AMD для компьютера

  • Sempron — начальный уровень для низкопроизводительных офисных ПК, имеет 1 ядро.
  • A-Series — бюджетные процессоры уровня выше начального. Линейка имеет много моделей с разным количеством ядер. Также имеют встроенное видео ядро Radeon XD 6xxx — за счет всего этого можно подобрать оптимальную комплектацию для простого офисного или домашнего компьютера.
  • Athlon II — 2, 3 или 4х ядерные процессоры достаточно большой мощности, которые в зависимости от количества ядер можно приспособить для выполнения разных задач.
  • Phenom II — также достаточно широкая линейка с количеством ядер до 6, что позволяет собрать комп с производительностью от средней до высокой.
  • FX — самые мощные процессоры для игровых ПК, от 4 до 8 ядер. Имеют незаблокированный множитель и режим Turbo Core для самостоятельного ручного или автоматического разгона процессора.

Сравнение процессоров

Подведем небольшой итог. Итак, если вы задались целью самостоятельно собрать компьютер, то выбор процессора зависит от того, что вы планируете делать на компьютере.

  • Недорогой офисный или домашний ПК: подойдут процессоры Intel серий Celeron Dual Core, Pentium Dual Core с сокетом LGA 1155 или AMD серий A с сокетом FM1
  • Универсальный компьютер: Intel Core i3 с сокетом LGA 1155, AMD Athlon II или Phenom II с 2-4 ядрами с сокетом AM3
  • Игровой компьютер: Intel Core i5 с сокетом LGA 1155, AMD Phenom II с 4-6 ядрами с сокетом AM3
  • Максимально производительный ПК: Intel Core i7 с сокетом LGA 1155 или AMD FX с сокетом AM3+

А теперь вечный вопрос — Intel или AMD?

Обратим внимание на то, как сделаны сами процессоры у данных производителей, а именно на расстояние между транзисторами внутри CPU. Чем меньше это расстояние, то есть чем ближе они расположены, тем быстрее скорость обмена данными между ними, а следовательно и работы процессора. А также и меньше температура нагрева.

У современных процессоров Intel это расстояние равно 22 нанометрам, у AMD — 32. Вот почему процессоры AMD так сильно греются и требуют хорошей системы охлаждения (в результате чего постоянно шумят стоковые вентиляторы), а у Intel даже самый навороченный Core i7 не привлекает к себе абсолютно никакого внимания, как будто комп вообще выключен — выводы делайте сами…

Для закрепления знаний посмотрите три видео — по теме выбора процессора для компьютера, про историю их развития и про то, как установить на материнской плате. А встретимся мы в следующей статье! Пока!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: