Виды информации по способу ее восприятия. Что такое информация? Каналы восприятия информации

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

· графическая или изобразительная – первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

· звуковая (акустическая) – мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация – для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

· текстовая – способ кодирования речи человека специальными символами – буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

· числовая – количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами – цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

· видеоинформация – способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения – это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества – передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее – с использованием радиоволн. Для работы с информацией человечество в своей деятельности широко использует различные виды техники: радиопередатчики, телевидение, магнитофоны, телеграфию и вычислительную технику. Сигналы, передаваемые по радио и телевидению, а также используемые в магнитной записи имеют форму непрерывных быстро изменяющихся во времени каких-либо функциональных зависимостей. Такие сигналы называются непрерывными или аналоговыми сигналами. В противоположность этому в телеграфии и вычислительной технике сигналы имеют импульсную форму и именуются дискретными сигналами. Исходя из этого информация может существовать в двух формах:


дискретной форме представления информации – это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину (количество дорожно-транспортных происшествий, количество поданных исков и т.п.);

аналоговой или непрерывной форме представления информации – это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость движения автомобиле на определенном участке пути и т.п.).

Человек воспринимает аналоговую информацию с помощью органов чувств. Он стремится зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятной другим. При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах, наиболее удобной для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или явлений. Представление информации в различных формах происходит в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком, в процессах обмена информацией между человеком и человеком, человеком и компьютером, ПК и ПК и т.д. Преобразование информации из одной формы в другую (кодирование) необходимо для того, чтобы живой организм, человек или компьютер мог хранить и обрабатывать информацию в удобной для него форме, на понятном для него языке. Как правило, непрерывная величина ассоциируется с графиком функции, а дискретная – с таблицей ее значений. При рассмотрении этих двух объектов разной природы делается вывод о том, что с уменьшением интервала дискретизации (или, что то же самое, с увеличением количества точек в таблице) различия между ними существенно уменьшаются. Последнее означает, что при таких условиях дискретизированная величина хорошо описывает исходную, непрерывную.

При цифровом кодировании любые аналоговые сигналы должны быть последовательно подвергнуты трем действиям:

1. Дискретизация – это процесс разбиения сигнала на отдельные составляющие, взятые в определенные моменты времени t0 ,t1, t2… и через четко определенные тактовые интервалы времени Т .

2. Квантование – замена отдельных составляющих исходного дискретного значения сигнала ближайшим уровнем квантования: t0=1, t1=1,5, t2=2, …

3. Кодирование – перевод значения уровня квантования в конкретный двоичный код, например: 1 – 0001; 1,5 – 0001,1; 2 – 0010 и т.д.

Рис. 1. Сетка уровней квантования

Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон. Всемирную известность ему принес фундаментальный труд «Математическая теория связи» (1948 г.), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ – электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров, они стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров (80-е годы 20 века) - до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Переходя к рассмотрению свойств информации необходимо отметить, что информация выступает как свойство объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому и фиксируются в его структуре (возможно, в измененном виде).

Какие типы или виды информации можно выделить?

По способу восприятия информации.

У человека пять органов чувств;

  • зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
  • слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию - речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
  • обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;
  • вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус - горький, кислый, сладкий, соленый;
  • осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить: информацию о температуре предмета - горячий он или холодный, о качестве его поверхности - гладкий или шершавый.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств.

Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% - при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

По форме представления информации.

Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).

  • Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.
  • Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Рассмотрим пример. Вы получили телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте слова «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами. Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.

Например, при решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + числовые расчеты (числа).

  • Музыкальная (звуковая) информация.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

По общественному значению информации .

Информация может быть:

  • личной - это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;
  • общественной - общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;
  • обыденная - та, которой мы обмениваемся в процессе общения;
  • эстетическая - изобразительное искусство, музыка, театр и др.;
  • специальная - научная, производственная, техническая, управленческая.

Любой человек каждый день сталкивается с большими объемами различной информации. Она разнообразна, может быть полезной или не очень. Но в любом случае без нее невозможно жить. К информации имеет прямое отношение наука информатика, это объект ее изучения. Ниже мы рассмотрим понятие и виды информации.

Информация - это первичное, базовое понятие в информатике. Его невозможно определить с помощью других, так как их еще нет. Проблема определения осложнена тем, что это понятие используется во многих науках (кибернетика, информатика, биология, физика и др.), и в каждой из них оно связано с разными системами научных знаний.

Информация и физика

В физике есть понятие "энтропия системы", которое является мерой хаоса, беспорядка для термодинамической системы, информация же (антиэнтропия) - это мера ее сложности и упорядоченности. Если увеличивается ее сложность, то величина энтропии становится меньше, а величина информации растет. Подобный процесс, при котором увеличивается информация, возникает в открытых, саморазвивающихся, обменивающихся энергией и веществом с окружающей средой системах живой природы (белковые организмы и молекулы, популяции животных). Можно сказать, что в физике информацию рассматривают как антиэнтропию.

Информация и биология

В биологии, изучающей живую природу, информация связана с целесообразным поведением живых организмов. Это поведение строится согласно полученным организмом сведениям о внешней среде.

В биологии понятие «информация» применяется также при исследованиях механизмов наследственности, так как известно, что генетическая информация способна передаваться по наследству и храниться в каждой клетке живого организма. Все сведения о строении организмов содержат в себе такие молекулярные структуры как гены. Ученые, зная это, могут создавать точную копию организмов из всего лишь одной клетки (клонирование).

Информация и кибернетика

Кибернетика - это наука об управлении, понятие «информация» в ней связывается с процессами управления в достаточно сложных системах (технических устройствах, живых организмах). Нормальное функционирование технического устройства или жизнедеятельность каждого организма зависят от управления, благодаря которому могут поддерживаться в нужных пределах значения их параметров. Получение, хранение, преобразование и передача информации - это процессы управления.

Определения понятия «информация»

Информация - это различные сведения о явлениях и объектах окружающей среды, а также об их свойствах, состояниях и параметрах, которые способны уменьшить имеющуюся неопределенность неполноты знаний о них. Это одна из исходных общенаучных категорий, которая отражает структуру материи и способы ее познания, она не может быть сведена к другим, более простым понятиям.

Информация - это представление (понимание, интерпретация, смысл), которое возникает в аппарате мышления человека, сразу после того как он получает данные, взаимоувязанное с предшествующими понятиями и знаниями. Это содержание сигнала или сообщения, сведения, которые рассматриваются в процессе их восприятия или передачи.

Особенность информации

У информации существует характерная особенность, которая отличает ее от прочих объектов общества и природы - это дуализм, так как на ее свойства могут влиять свойства данных, которые составляют ее содержательную часть, а также методов, которые взаимодействуют с данными в ходе информационного процесса.

Исключительность информации

Информация проявляется только в том случае, если имеются объекты, которые находятся в контакте между собой. Обмен ею происходит не между любыми объектами, а только между теми, которые являются организованной структурой (системой). Элементами такой системы могут являться не обязательно люди: обмен различными сведениями может осуществляться между животными и растениями, живой и неживой природой, устройствами и людьми.

Виды информации в информатике

Человек всю свою историю пытался преобразовать природу и общество, в ходе этого возникала все новая и новая информация. Мы рассмотрим все виды информации. Таблица представлена ниже.

Виды информации по форме представления

Информация может быть представлена разными формами. Мы воспринимаем текстовую информацию (представленную в виде символов алфавита какого-либо языка), читая книги, журналы, газеты, ищем ее в текстовом виде по средствам сети Интернет. Одновременно с ней можем получать и символьные сведения, которые состоят из цифр в различных системах счисления. Глядя на всевозможные иллюстрации, картины, схемы, чертежи, графики, мы способны воспринять графический вид информации. Звуковые сообщения поступают к нам от других людей, которые говорят что-то, мы слышим их с помощью радио, звуковоспроизводящих устройств. Но чаще всего мы предпочитаем комбинированный вид получения сведений, когда нам, например, не только рассказывают, но и показывают; рассказывают и дают прочитать это самостоятельно. Он оказывает на нас наибольшее влияние. Рассмотренные виды информации в информатике встречаются постоянно в повседневной жизни любого человека, и мы вольно или невольно воспринимаем ее, она откладывается у нас памяти.

Виды информации по способам восприятия

Урок информатики, на котором рассматриваются виды информации, способен дать сведения о том, что она может быть воспринята по-разному, разными органами чувств. Визуальная - воспринимается при помощи зрения, аудиальная - слуха, тактильная - ощущений, обонятельная - запаха, а данные о вкусе дает нам язык. Отдельные виды информации в информатике могут восприниматься разными людьми по-разному. Кто-то больше запоминает, если что-то услышал, другой - если увидел, а третий - если потрогал.

Виды информации по типу сигнала

В информатике принято различать основные виды информации: аналоговую (непрерывную) и знаковую (дискретную). Знаковая может передаваться, обрабатываться и храниться в виде множества различных символов. Ее можно содержать в рукописных и печатных документах, она способна отразить состояние цифровых автоматов и т. п. Противоположностью этому виду является непрерывная информация, которая воплощается в звуковых, зрительных и прочих образах, ее еще можно наблюдать в непрерывных траекториях процессов (кардиограмма, осцилограмма).

Можно сказать, что все сведения могут быть представлены в аналоговом виде (свет, звук) или последовательностью отдельных сигналов (компьютерный код, электрические импульсы).

Рассмотренные выше понятие и виды информации дают понять, как она многообразна и многолика. Каждый из нас ее постоянно воспринимает, обрабатывает, передает. Без нее невозможна наша жизнь. Виды и средства информации менялись на протяжении истории человечества. От зарубок на стенах пещер и примитивной речи мы перешли к современному уровню развития.


Вот и подошел к концу наш фестиваль. В третий день было много интересных событий: мастер-классы педагогов для учащихся и для учителей, творческие встречи с писателями и поэтами Карелии (Надежда Васильева, Яна Жемойтелите, Павел Сысоев, Елена Пиетиляйнен, Елена Харламова)а также беседа с Сараевым Г.А., уполномоченным по правам ребенка в Карелии. И, конечно, 27 марта, в День Театра, состоялась экскурсия за кулисы Музыкального театра. Это было волшебно! На закрытии фестиваля все делегации тепло отзывались о прошедшем пушкинском фестивале и говорили всем: «До скорой встречи! Увидимся на XIX фестивале в Кондопоге».

Шлякова Е.И.

Шлякова Е.И.

20.03.2019


В рамках XVIII Межрегионального Пушкинского фестиваля ДО «ДТДиЮ №2» совместно с МОУ «Средняя школа № 10 имени А.С. Пушкина» провели 1 этап конкурса «Душе настало пробужденье». Очень кропотливо велся отбор работ компетентным жюри. Члены жюри: мастера – педагоги высшей категории, имеют стаж работы более 15 лет с детьми разного возраста малышами, школьниками, студентами и детьми с особыми потребностями. Состав жюри:
Логинова Наталья Вячеславовна – графический дизайнер, медиа-центр Выход
Мадилайнен Виола Александровна – мастер ДПИ, Маркова Илона Владимировна – ст. методист, МОУ «Петровский дворец», Хяргинен Елена Павловна – мастер ДПИ, Чистякова Оксана Леонидовна – педагог дополнительного образования, МОУ «Петровский дворец»

Поздравляем победителей 1 этапа конкурса. Нижеследующие конкурсные работы приглашаются для участия во 2 этапе конкурса.

5 – 7 лет
Номинация Герои произведений А. С. Пушкина
– «Бочка по морю плывет…» Васильков Слава, 5 лет, МДОУ №100, педагог Немытченко Екатерина Андреевна
– «У лукоморья дуб зеленый» Ячменкина Ксюша, 6 лет, МДОУ детский сад 22. Преподаватель Стафеева Татьяна Васильевна

«Сказка о рыбаке и рыбке». Гр. Цветик-семицветик, 5-6 лет, МДОУ д/с 121, Буто Ирина Борисовна, Репина Надежда Витальевна

7 – 11 лет

– «Волшебная птица – царевна Лебедь» Переверзева Полина, 10 лет, МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества №2» г. Петрозаводск, Донова Анна Александровна
– «Рыбка – волшебница, исполняющая желания» Грищенкова Алина, 11 лет, МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества №2» г. Петрозаводск, Донова Анна Александровна
– «Царевна-лебедь» Кузьмина Анна, 10 лет, ЦДТ Прионежского района, Объединение «Юные экологи», Антонова Галина А
Номинация Детство А. С. Пушкина
«Детство А.С. Пушкина» Лёвкина Дарья, 8 лет, МОУ “Академический лицей», Мельник Надежда Сергеевна

«Пушкин А.С.» Вахрушева Евгения, 10 лет, МОУ СОШ 38, Алексеева Ю. Л.

12 – 14 лет
Номинация Герои произведений А. С. Пушкина
– «Жил-был поп, толоконный лоб» Яковлева Полина, 12 лет, МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества №2» г. Петрозаводск, Донова Анна Александровна
– «Баба Яга и Серый волк» Амозова Маргарита, 14 лет, МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества №2» г. Петрозаводск, Гурьева Татьяна Юрьевна
Номинация Начало ХIХ века. Жизнь современников, природа, свой выбор
«Слава поэту!» Сергеева Анастасия, 14 лет, МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества №2» г. Петрозаводск, Гурьева Татьяна Юрьевна

15 – 17 лет
Номинация Герои произведений А. С. Пушкина
– «Русалка» Володькина Александра, 15 лет, МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества №2» г. Петрозаводск, Гурьева Татьяна Юрьевна
– «Кот ученый» Радионова Валерия, 15 лет, МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества №2», Мишина Галина Николаевна
Номинация Коллективное творчество
«Царевна Лебедь», 9Б (вспомогательный), ГБОУ РК «Школа-интернат 23», Хлебаева Ирина Владимировна, Жукова Елена Михайловна
Номинация Начало ХIХ века. Жизнь современников, природа, свой выбор
«Болдинская осень» Виноградова Светлана, 17 лет, МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества №2», Кузьмина Наталья Анатольевна

2 этап очный.
Конкурсные работы предоставляются в МОУ «Средняя школа №10 имени А.С. Пушкина» (м-он Центр, ул. Анохина, 37а) 1 этаж, каб.4. Прием работ 25 марта с 9.00 до 11.00 во время регистрации участников фестиваля. Прием работ проводит Кузьмина Наталья Анатольевна.
Вместе с работой участник предоставляет Заявку по форме, указанной в Приложении 1, в том числе Согласие на обработку персональных данных, предоставленных родителями обучающихся и оформленную в печатном виде на белой бумаге Этикетку (Приложение 2). Заявка предоставляется в бумажном виде.

Церемония награждения Победителей Конкурса состоится 27 марта 2019 года с 14.00 до 16.00 на закрытии XVIII Пушкинского фестиваля. МОУ «Средняя школа №10 имени А.С. Пушкина» (м-он Центр, ул. Анохина, 37а) актовый зал.

Конкурсные работы можно забрать сразу после закрытия XVIII Пушкинского фестиваля. МОУ «Средняя школа №10 имени А.С. Пушкина» (м-он Центр, ул. Анохина, 37а) 1 этаж, каб.4. С 16.00 до 17.00.

Шлякова Е.И.

18.03.2019


25- 27 марта 2019 года состоится XVIII Пушкинский фестиваль на базе МОУ «Средняя школа №10 имени А.С.Пушкина».

Участники фестиваля:

  • г. Костомукша МБОУ «Средняя школа №2 имени А.С.Пушкина»;
  • г. Кондопога МОУ «Средняя школа №6»;
  • г. Петрозаводск МОУ «Средняя школа № 10 имени А.С.Пушкина»;
  • г. Петрозаводск МОУ «Державинский лицей»;
  • г. Медвежьегорск МАОУ «Средняя школа №3»;
  • п. Гирвас МОУ «Гирвасская средняя общеобразовательная школа»;
  • п. Ляскеля “Ляскельская средняя школа”;
  • г. Петрозаводск, ГБОУ «Специализированная школа искусств»;
  • г. Петрозаводск, школы ПОО «Центр»;
  • г. Петрозаводск, МОУ «Академический лицей»
  • г. Петрозаводск, МОУ «Лицей №1»;
  • г. Москва ГБОУ «Школа №345 имени А.С. Пушкина;
  • г.о. Наро-Фоминск Клуб спортивного бального и исторического танца «АНГАЖЕМЕНТ»
  • г. Санкт-Петербург, РГПУ имени А.И. Герцена;

Традиционные мероприятия фестиваля:

  • Открытие фестиваля
  • Конференция «Пушкинские чтения»,
  • «Гость фестиваля»
  • «Державинский экзамен»- конкурс стихотворений
  • Мастер-классы
  • Пушкинский бал

Организаторы Фестиваля:

  • Министерство образования Республики Карелия (http://minedu.karelia.pro);
  • Администрация Петрозаводского городского округа (http://www.petrozavodsk-mo.ru);
  • Центр развития образования (http://cro.karelia.ru)
  • МОУ «Средняя школа №10 имени А.С. Пушкина»» (http://сайт);
  • Союз пушкинских школ Республики Карелия;
  • ФГБОУ ВО ПетрГУ Научная библиотека (www.petrsu.ru)
  • МОУ ДОД “ДТДиЮ №2” ()
  • Национальная библиотека Республики Карелия (http://library.karelia.ru)
  • МОУ ДОД “Петровский Дворец” (http://pd.karelia.ru/)
  • МУ МЦ «Смена» (/vk.com/smena_ptz)

Приглашаем к участию и сотрудничеству!!!

Шлякова Е.И.

18.03.2019


С 11 по 15 марта для учеников 8-10 классов проходили профориентационные уроки «Живи, учись и работай в Карелии!».

Мы узнали о многообразии мира профессий, специальностях, востребованных в Карелии, возможностях профобразования. Также ребята познакомились с порталом «Моя карьера», позволяющим узнать рынок труда и пройти тестирование.

Надеемся, что кто-то смог окончательно определиться в выборе будущей специальности.

Шлякова Е.И.

18.03.2019


В 2014 году в Российской Федерации произошло важное событие государственного масштаба, имевшее огромное значение для каждого россиянина еще и с патриотической точки зрения: частью нашей страны стал Крымский полуостров (Крым).
В честь этого события 18 марта в нашей стране отмечается важный праздник – День воссоединения Крыма с Россией.
В нашей школе продолжается декада патриотического воспитания, и проходят уроки и классные часы:
«Крымская весна»,
Общешкольный классный час «День воссоединения Крыма с Россией»
Книжная тематическая выставка «Крым и Россия»

Понятие информации

В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.).

В литературе можно найти большое число определений термина «информация» , которые отражают различные подходы к его толкованию:

Определение 1

  • Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от $27.07.2006$ г. № $149$-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).

Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Определение 2

Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Одно и то же информационное сообщение (статья в журнале, объявление, рассказ, письмо, справка, фотография, телепередача и т. п.) может нести разное количество и содержание информации для различных людей в зависимости от накопленных ими знаниями, от уровня доступности этого сообщения и от уровня интереса к нему. Например, новость, составленная на китайском языке, не несет никакой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть полезной для человека со знанием китайского. Никакой новой информации не будет содержать и новость, изложенная на знакомом языке, если ее содержание непонятно или уже известно.

Информацию рассматривают как характеристику не сообщения, а соотношения между сообщением и его получателем.

Виды информации

Информация может существовать в различных видах :

  • текст, рисунки, чертежи, фотографии;
  • световые или звуковые сигналы;
  • радиоволны;
  • электрические и нервные импульсы;
  • магнитные записи;
  • жесты и мимика;
  • запахи и вкусовые ощущения;
  • хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Различают основные виды информации , которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:

  • графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
  • звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в $1877$ г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
  • текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
  • числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
  • видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.

Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.

Замечание 1

Основателем общей теории информации считают Клода Шеннона, который также положил основу цифровой связи, написав книгу «Математическая теория связи» в $1948$ г., в которой впервые обосновал возможность использования двоичного кода для передачи информации.

Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).

Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.

Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:

  • создание;
  • прием;
  • комбинирование;
  • хранение;
  • передача;
  • копирование;
  • обработка;
  • поиск;
  • воспринятие;
  • формализация;
  • деление на части;
  • измерение;
  • использование;
  • распространение;
  • упрощение;
  • разрушение;
  • запоминание;
  • преобразование;

Свойства информации

Информация, как и любой объект, обладает свойствами , наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:

  • Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
  • Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.
  • Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
  • Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  • Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
  • Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.
  • Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.
  • Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза.
  • Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: