Информация и информационные процессы практические работы. Методы кодирования

Кодирование длин серий (англ. Run-length encoding, RLE) или Кодирование повторов - простой алгоритм сжатия данных, который оперирует сериями данных, то есть последовательностями, в которых один и тот же символ встречается несколько раз подряд. При кодировании строка одинаковых символов, составляющих серию, заменяется строкой, которая содержит сам повторяющийся символ и количество его повторов.

Характеристики алгоритма RLE:

Коэффициенты компрессии : Первый вариант: 32, 2, 0,5. Второй вариант: 64, 3, 128/129. (Лучший, средний, худший коэффициенты). Класс изображений : Ориентирован алгоритм на изображения с небольшим количеством цветов: деловую и научную графику. Симметричность: Примерно единица.

Характерные особенности : К положительным сторонам алгоритма, пожалуй, можно отнести только то, что он не требует дополнительной памяти при архивации и разархивации, а также быстро работает. Интересная особенность группового кодирования состоит в том, что степень архивации для некоторых изображений может быть существенно повышена всего лишь за счет изменения порядка цветов в палитре изображения.

Первый вариант алгоритма

Данный алгоритм необычайно прост в реализации. Групповое кодирование - от английского Run Length Encoding (RLE) - один из самых старых и самых простых алгоритмов архивации графики. Изображение в нем (как и в нескольких алгоритмах, описанных ниже) вытягивается в цепочку байт по строкам растра. Само сжатие в RLE происходит за счет того, что в исходном изображении встречаются цепочки одинаковых байт. Замена их на пары <счетчик повторений, значение > уменьшает избыточность данных.

Алгоритм рассчитан на деловую графику - изображения с большими областями повторяющегося цвета. Ситуация, когда файл увеличивается, для этого простого алгоритма не так уж редка. Ее можно легко получить, применяя групповое кодирование к обработанным цветным фотографиям. Для того чтобы увеличить изображение в два раза, его надо применить к изображению, в котором значения всех пикселов больше двоичного 11000000 и подряд попарно не повторяются.

Второй вариант алгоритма

Второй вариант этого алгоритма имеет больший максимальный коэффициент архивации и меньше увеличивает в размерах исходный файл.

29. Алгоритм сжатия lzw

Название алгоритм получил по первым буквам фамилий его разработчиков - Lempel , Ziv и Welch .

LZW-алгоритм основан на идее расширения алфавита, что позволяет использовать дополнительные символы для представления строк обычных символов. Используя, например, вместо 8-битовых ASCII-кодов 9-битовые, вы получаете дополнительные 256 символов. Работа компрессора сводится к построению таблицы, состоящей из строк и соответствующих им кодов. Алгоритм сжатия сводится к следующему: программа прочитывает очередной символ и добавляет его к строке. Если строка уже находится в таблице, чтение продолжается, если нет, данная строка добавляется к таблице строк. Чем больше будет повторяющихся строк, тем сильнее будут сжаты данные. Возвращаясь к примеру с телефоном, можно, проведя весьма упрощенную аналогию, сказать, что, сжимая запись 233 34 44 по LZW-методу, мы придем к введению новых строк - 333 и 444 и, выражая их дополнительными символами, сможем уменьшить длину записи.

Характеристики алгоритма LZW: Коэффициенты компрессии : Примерно 1000, 4, 5/7 (Лучший, средний, худший коэффициенты). Сжатие в 1000 раз достигается только на одноцветных изображениях размером кратным примерно 7 Мб. Класс изображений : Ориентирован LZW на 8-битные изображения, построенные на компьютере. Сжимает за счет одинаковых подцепочек в потоке. Симметричность : Почти симметричен, при условии оптимальной реализации операции поиска строки в таблице.

Характерные особенности : Ситуация, когда алгоритм увеличивает изображение, встречается крайне редко. LZW универсален - именно его варианты используются в обычных архиваторах.

Процесс сжатия выглядит достаточно просто. Мы считываем последовательно символы входного потока и проверяем, есть ли в созданной нами таблице строк такая строка. Если строка есть, то мы считываем следующий символ, а если строки нет, то мы заносим в поток код для предыдущей найденной строки, заносим строку в таблицу и начинаем поиск снова.

Особенность LZW заключается в том, что для декомпрессии не надо сохранять таблицу строк в файл для распаковки. Алгоритм построен таким образом, что мы в состоянии восстановить таблицу строк, пользуясь только потоком кодов.

ПРОФИЛЬ При сжатии с помощью алгоритма RLE сначала записывается количество повторений первого символа, затем сам первый символ, затем количество повторений второго символа и т.д. В данном случае весь закодированный файл занимает 4 байта: 011 00100 2 11 000000 2 011 00100 2 11 000001 2 100 A (код 192) 100 Б (код 193) Таким образом, мы сжали файл в 50 раз за счет того, что в нем снова была избыточность - цепочки одинаковых символов. Это сжатие без потерь, потому что, зная алгоритм упаковки, можно восстановить исходные данные из кода. Очевидно, что такой подход будет приводить к увеличению (в 2 раза) объема данных в том случае, когда в файле нет соседних одинаковых символов. Чтобы улучшить результаты RLE-кодирования даже в этом наихудшем случае, алгоритм модифицировали следующим образом. Упакованная последовательность содержит управляющие байты, за каждым управляющим байтом следует один или несколько байтов данных. Если старший бит управляющего байта равен 1, то следующий за управляющим байт данных при распаковке нужно повторить столько раз, сколько записано в оставшихся 7 битах управляющего байта. Если же старший бит управляющего байта равен 0, то надо взять несколько следующих байтов данных без изменения. Сколько именно - записано в оставшихся 7 битах управляющего байта. Например, управляющий байт 1000011 1 2 говорит о том, что следующий за ним байт надо повторить 7 раз, а управляющий байт 00000100 2 - о том, что следующие за ним 4 байта надо взять без изменений. Так последовательность 100011 11 2 11 000000 2 00000010 2 11 000001 2 11 000010 2 повтор 15 A (код 192) 2 Б (код 193) В (код 194) распаковывается в 17 символов: АААААААААААААААБВ. Алгоритм RLE успешно применялся для сжатия рисунков, в которых большие области закрашены одним цветом, и некоторых звуковых данных. Сейчас вместо него применяют более совершенные, но более сложные методы. Один из них (кодирование Хаффмана) мы рассмотрим ниже. Алгоритм RLE используется, например, на одном из этапов кодирования рисунков в формате JPEG. Возможность RLE-сжатия есть также в формате BMP (для рисунков с палитрой 16 или 256 цветов). Лучший способ понять принцип работы алгоритма - потренироваться в его использовании. С сайта автора (http://kpolyakov.narod.ru/prog/compress.htm) можно загрузить бесплатную программу-тренажер, которая предназначена для изучения алгоритма RLE: В левой части окна программы находится текстовый редактор. При нажатии на кнопку введенный текст сжимается с помощью алгоритма RLE, сжатые данные отображаются в виде шестнадцатеричных кодов в правой части окна. Окно в правой части - это тоже редактор, поэтому коды можно изменить и выполнить обратную операцию (распаковку, декомпрессию), нажав на кнопку. Кнопки в верхней части окна позволяют сжимать и восстанавливать файлы на диске. Нужно только учитывать, что программа использует свой собственный формат хранения данных. 6 декабрь 2012 / ИНФОРМАТИКА Контрольные вопросы 1) Оцените максимально достижимый коэффициент сжатия с помощью рассмотренного варианта RLEалгоритма. В каком случае его удастся достичь? 2) Оцените коэффициент сжатия с помощью RLE-алгоритма в худшем случае. Опишите этот худший случай. 3) Придумайте три последовательности, которые невозможно сжать с помощью алгоритма RLE. 4) Постройте последовательности, которые сжимаются алгоритмом RLE ровно в 2 раза, в 4 раза, в 5 раз. Практикум 1) Используя алгоритм RLE, закодируйте последовательность символов BBBBBBACCCABBBBBB Запишите результат в виде шестнадцатеричных кодов (каждый символ кодируется в виде байта, который представлен двумя шестнадцатеричными цифрами). Проверьте полученный результат с помощью программы RLE.

2) Декодируйте последовательность, упакованную с помощью алгоритма RLE (приводятся шестнадцатеричные коды): 01 4D 8E 41 01 4D 8E 41 16. Для определения символов по их шестнадцатеричным кодам используйте таблицу ASCII. Определите количество байтов в исходной и распакованной последовательности и вычислите коэффициент сжатия. Проверьте результат с помощью программы RLE. Предложите два способа проверки. 3) Используя программу RLE, примените RLEсжатие к следующим файлам 1 и найдите для каждого из них коэффициент сжатия. grad_vert.bmp grad_horz.bmp grad_diag.jpg Объясните полученные результаты: почему для двух рисунков в формате BMP одинакового размера коэффициенты сжатия по алгоритму RLE так сильно отличаются; почему не удается сжать рисунки, сохраненные в формате JPEG? Префиксные коды Вспомните азбуку Морзе, в которой для уменьшения длины сообщения используется неравномерный код - часто встречающиеся буквы (А, Е, М, Н, Т) кодируются короткими последовательностями, а редко встречающиеся - более длинными. Такой код можно представить в виде структуры, которая называется деревом: Корень Здесь показано неполное дерево кода Морзе, построенное только для символов, коды которых состоят из одного и двух знаков (точек и тире). Дерево состоит из узлов (черная точка и кружки с символами алфавита) и соединяющих их направленных ребер, стрелки указывают направление движения. Верхний узел (в который не входит ни одна стрелка) называется “корнем” дерева. Из корня и из всех промежуточных узлов (кроме конечных узлов - “листьев”) выходят две стрелки, левая помечена точкой, а правая - знаком “тире”. Чтобы найти код символа, нужно пройти по стрелкам от “корня” дерева к нужному “листу”, выписывая метки стрелок, по которым мы переходим. В дереве нет циклов (замкнутых путей), поэтому код каждого 1 Эти и другие файлы, использующиеся в заданиях практикума, находятся на диске-приложении к этому номеру журнала. символа определяется единственным образом. По этому дереву можно построить такие коды: Е И А – Т – Н – М – – Это неравномерный код, в нем символы имеют коды разной длины. При этом всегда возникает проблема разделения последовательности на отдельные кодовые слова. В коде Морзе она решена с помощью символа-разделителя - паузы. Однако можно не вводить дополнительный символ, если выполняется условие Фано: ни одно из кодовых слов не является началом другого кодового слова. Это позволяет однозначно декодировать сообщение в реальном времени, по мере получения очередных символов. Префиксный код - это код, в котором ни одно кодовое слово не является началом другого кодового слова (условие Фано). Роберт Фано (род. 1917) (nytimes.com) Клод Шеннон (1916–2001) Для использования этой идеи в компьютерной обработке данных нужно было разработать алгоритм построения префиксного кода. Впервые эту задачу решили, независимо друг от друга, американские математики и инженеры Клод Шеннон (в 1948 году) и Роберт Фано (в 1949 году) . Они использовали избыточность сообщений, состоящую в том, что символы в тексте имеют разные частоты встречаемости. В этом случае нужно читать данные исходного файла два раза: на первом проходе определяется частота встречаемости каждого символа, затем строится код с учетом этих данных, и на втором проходе символы текста заменяются на их коды. Алгоритм кодирования, предложенный Шенноном и Фано, получил название кода Шеннона - Фано. Пример 3. Пусть текст состоит только из букв О, Е, Н, Т и пробела. Известно, сколько раз они встретились в тексте: пробел - 179, О - 89, Е - 72, Н - 53 и Т - 50 раз. Следуя методу Шеннона - Фано, делим символы на две группы так, чтобы общее количество найденных в тексте символов первой группы было примерно равно общему количеству символов второй группы. В нашем случае лучший вариант - это объединить пробел и букву Т в первую группу (сумма 179+50 = 229), а остальные символы - во вторую (сумма 89+72+53 = 214). Символы первой группы будут иметь коды, начинающиеся с 0, а остальные - с 1. В первой группе всего два символа, у одного из них, например у пробела, вторая цифра кода будет 0 (и полный код 00), а у второго - 1 (код буквы Т - 01) . 7 декабрь 2012 / ИНФОРМАТИКА

  • Tutorial

Давным-давно, когда я был ещё наивным школьником, мне вдруг стало жутко любопытно: а каким же волшебным образом данные в архивах занимают меньше места? Оседлав свой верный диалап, я начал бороздить просторы Интернетов в поисках ответа, и нашёл множество статей с довольно подробным изложением интересующей меня информации. Но ни одна из них тогда не показалась мне простой для понимания - листинги кода казались китайской грамотой, а попытки понять необычную терминологию и разнообразные формулы не увенчивались успехом.

Поэтому целью данной статьи является дать представление о простейших алгоритмах сжатия тем, кому знания и опыт пока ещё не позволяют сходу понимать более профессиональную литературу, или же чей профиль и вовсе далёк от подобной тематики. Т.е. я «на пальцах» расскажу об одних из простейших алгоритмах и приведу примеры их реализации без километровых листингов кода.

Сразу предупрежу, что я не буду рассматривать подробности реализации процесса кодирования и такие нюансы, как эффективный поиск вхождений строки. Статья коснётся только самих алгоритмов и способов представления результата их работы.

RLE - компактность единообразия

Алгоритм RLE является, наверное, самым простейшим из всех: суть его заключается в кодировании повторов. Другими словами, мы берём последовательности одинаковых элементов, и «схлопываем» их в пары «количество/значение». Например, строка вида «AAAAAAAABCCCC» может быть преобразована в запись вроде «8×A, B, 4×C». Это, в общем-то, всё, что надо знать об алгоритме.

Пример реализации

Допустим, у нас имеется набор неких целочисленных коэффициентов, которые могут принимать значения от 0 до 255. Логичным образом мы пришли к выводу, что разумно хранить этот набор в виде массива байт:
unsigned char data = { 0, 0, 0, 0, 0, 0, 4, 2, 0, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4, 80, 80, 80, 80, 0, 2, 2, 2, 2, 255, 255, 255, 255, 255, 0, 0 };

Для многих гораздо привычней будет видеть эти данные в виде hex-дампа:
0000: 00 00 00 00 00 00 04 02 00 04 04 04 04 04 04 04
0010: 50 50 50 50 00 02 02 02 02 FF FF FF FF FF 00 00

Подумав, мы решили, что хорошо бы для экономии места как-то сжимать такие наборы. Для этого мы проанализировали их и выявили закономерность: очень часто попадаются подпоследовательности, состоящие из одинаковых элементов. Конечно же, RLE для этого подойдёт как нельзя кстати!

Закодируем наши данные, используя свежеполученные знания: 6×0, 4, 2, 0, 7×4, 4×80, 0, 4×2, 5×255, 2×0.

Пришло время как-то представить наш результат в понятном компьютеру виде. Для этого, в потоке данных мы должны как-то отделять одиночные байты от кодируемых цепочек. Поскольку весь диапазон значений байта используется нашими данными, то просто так выделить какие-либо диапазоны значений под наши цели не удастся.

Есть как минимум два выхода из этой ситуации:

  1. В качестве индикатора сжатой цепочки выделить одно значение байта, а в случае коллизии с реальными данными экранировать их. Например, если использовать в «служебных» целях значение 255, то при встрече этого значения во входных данных мы вынуждены будем писать «255, 255» и после индикатора использовать максимум 254.
  2. Структурировать закодированные данные, указывая количество не только для повторяемых, но и последующих далее одиночных элементов. Тогда мы будем заранее знать, где какие данные.
Первый способ в нашем случае не кажется эффективным, поэтому, пожалуй, прибегнем ко второму.

Итак, теперь у нас имеется два вида последовательностей: цепочки одиночных элементов (вроде «4, 2, 0») и цепочки одинаковых элементов (вроде «0, 0, 0, 0, 0, 0»). Выделим в «служебных» байтах один бит под тип последовательности: 0 - одиночные элементы, 1 - одинаковые. Возьмём для этого, скажем, старший бит байта.

В оставшихся 7 битах мы будем хранить длины последовательностей, т.е. максимальная длина кодируемой последовательности - 127 байт. Мы могли бы выделить под служебные нужды, допустим, два байта, но в нашем случае такие длинные последовательности встречаются крайне редко, поэтому проще и экономичней просто разбивать их на более короткие.

Получается, в выходной поток мы будем писать сперва длину последовательности, а далее либо одно повторяемое значение, либо цепочку неповторяемых элементов указанной длины.

Первое, что должно броситься в глаза - при таком раскладе у нас есть парочка неиспользуемых значений. Не может быть последовательностей с нулевой длиной, поэтому мы можем увеличить максимальную длину до 128 байт, отнимая от длины единицу при кодировании и прибавляя при декодировании. Таким образом, мы можем кодировать длины от 1 до 128 вместо длин от 0 до 127.

Второе, что можно заметить - не бывает последовательностей одинаковых элементов единичной длины. Поэтому, от значения длины таких последовательностей при кодировании мы будем отнимать ещё единичку, увеличив тем самым их максимальную длину до 129 (максимальная длина цепочки одиночных элементов по-прежнему равна 128). Т.е. цепочки одинаковых элементов у нас могут иметь длину от 2 до 129.

Закодируем наши данные снова, но теперь уже и в понятном для компьютера виде. Будем записывать служебные байты как , где T - тип последовательности, а L - длина. Будем сразу учитывать, что длины мы записываем в изменённом виде: при T=0 отнимаем от L единицу, при T=1 - двойку.

0, , 4, 2, 0, , 4, , 80, , 0, , 2, , 255, , 0

Попробуем декодировать наш результат:

  • . T=1, значит следующий байт будет повторяться L+2 (4+2) раз: 0, 0, 0, 0, 0, 0.
  • . T=0, значит просто читаем L+1 (2+1) байт: 4, 2, 0.
  • . T=1, повторяем следующий байт 5+2 раз: 4, 4, 4, 4, 4, 4, 4.
  • . T=1, повторяем следующий байт 2+2 раз: 80, 80, 80, 80.
  • . T=0, читаем 0+1 байт: 0.
  • . T=1, повторяем байт 2+2 раз: 2, 2, 2, 2.
  • . T=1, повторяем байт 3+2 раз: 255, 255, 255, 255, 255.
  • . T=1, повторяем байт 0+2 раз: 0, 0.

А теперь последний шаг: сохраним полученный результат как массив байт. Например, пара , упакованная в байт, будет выглядеть вот так:

В итоге получаем следующее:
0000: 84 00 02 04 02 00 85 04 82 80 00 00 82 02 83 FF
0010: 80 00

Таким вот нехитрым образом на данном примере входных данных мы из 32 байт получили 18. Неплохой результат, особенно если учесть, что на более длинных цепочках он может оказаться гораздо лучше.

Возможные улучшения

Эффективность алгоритма зависит не только от собственно алгоритма, но и от способа его реализации. Поэтому, для разных данных можно разрабатывать разные вариации кодирования и представления закодированных данных. Например, при кодировании изображений можно сделать цепочки переменной длины: выделить один бит под индикацию длинной цепочки, и если он выставлен в единицу, то хранить длину и в следующем байте тоже. Так мы жертвуем длиной коротких цепочек (65 элементов вместо 129), но зато даём возможность всего тремя байтами закодировать цепочки длиною до 16385 элементов (2 14 + 2)!

Дополнительная эффективность может быть достигнута путём использования эвристических методов кодирования. Например, закодируем нашим способом следующую цепочку: «ABBA». Мы получим « , A, , B, , A» - т.е. 4 байта мы превратили в 6, раздули исходные данные аж в полтора раза! И чем больше таких коротких чередующихся разнотипных последовательностей, тем больше избыточных данных. Если это учесть, то можно было бы закодировать результат как « , A, B, B, A» - мы бы потратили всего один лишний байт.

LZ77 - краткость в повторении

LZ77 - один из наиболее простых и известных алгоритмов в семействе LZ. Назван так в честь своих создателей: Абрахама Лемпеля (Abraham L empel) и Якоба Зива (Jacob Z iv). Цифры 77 в названии означают 1977 год, в котором была опубликована статья с описанием этого алгоритма.

Основная идея заключается в том, чтобы кодировать одинаковые последовательности элементов. Т.е., если во входных данных какая-то цепочка элементов встречается более одного раза, то все последующие её вхождения можно заменить «ссылками» на её первый экземпляр.

Как и остальные алгоритмы этого семейства семейства, LZ77 использует словарь, в котором хранятся встречаемые ранее последовательности. Для этого он применяет принцип т.н. «скользящего окна»: области, всегда находящейся перед текущей позицией кодирования, в рамках которой мы можем адресовать ссылки. Это окно и является динамическим словарём для данного алгоритма - каждому элементу в нём соответствует два атрибута: позиция в окне и длина. Хотя в физическом смысле это просто участок памяти, который мы уже закодировали.

Пример реализации

Попробуем теперь что-нибудь закодировать. Сгенерируем для этого какую-нибудь подходящую строку (заранее извиняюсь за её нелепость):

«The compression and the decompression leave an impression. Hahahahaha!»

Вот как она будет выглядеть в памяти (кодировка ANSI):
0000: 54 68 65 20 63 6F 6D 70 72 65 73 73 69 6F 6E 20 The compression
0010: 61 6E 64 20 74 68 65 20 64 65 63 6F 6D 70 72 65 and the decompre
0020: 73 73 69 6F 6E 20 6C 65 61 76 65 20 61 6E 20 69 ssion leave an i
0030: 6D 70 72 65 73 73 69 6F 6E 2E 20 48 61 68 61 68 mpression. Hahah
0040: 61 68 61 68 61 21 ahaha!

Мы ещё не определились с размером окна, но условимся, что он больше размера кодируемой строки. Попробуем найти все повторяющиеся цепочки символов. Цепочкой будем считать последовательность символов длиной более единицы. Если цепочка входит в состав более длинной повторяющейся цепочки, будем её игнорировать.

«The compression and t de leave[ an] i . Hah !»

Для пущей наглядности посмотрим на схему, где видны соответствия повторяемых последовательностей и их первых вхождений:

Пожалуй, единственным неясным моментом здесь будет последовательность «Hahahahaha!», ведь цепочке символов «ahahaha» соответствует короткая цепочка «ah». Но здесь нет ничего необычного, мы использовали кое-какой приём, позволяющий алгоритму иногда работать как описанный ранее RLE.

Дело в том, что при распаковке мы будем считывать из словаря указанное количество символов. А поскольку вся последовательность периодична, т.е. данные в ней повторяются с некоторым периодом, и символы первого периода будут находиться прямо перед позицией распаковки, то по ним мы можем воссоздать всю цепочку целиком, просто копируя символы предыдущего периода в следующий.

С этим разобрались. Теперь заменим найденные повторы на ссылки в словарь. Будем записывать ссылку в формате , где P - позиция первого вхождения цепочки в строке, L - её длина.

«The compression and t de leave i . Hah !»

Но не стоит забывать, что мы имеем дело со скользящим окном. Для большего понимания, чтобы ссылки не зависели от размера окна, заменим абсолютные позиции на разницу между ними и текущей позицией кодирования.

«The compression and t de leave i . Hah !»

Теперь нам достаточно отнять P от текущей позиции кодирования, чтобы получить абсолютную позицию в строке.

Пришло время определиться с размером окна и максимальной длиной кодируемой фразы. Поскольку мы имеем дело с текстом, редко когда в нём будут встречаться особо длинные повторяющиеся последовательности. Так что выделим под их длину, скажем, 4 бита - лимита на 15 символов за раз нам вполне хватит.

А вот от размера окна уже зависит, насколько глубоко мы будем искать одинаковые цепочки. Поскольку мы имеем дело с небольшими текстами, то в самый раз будет дополнить используемое нами количество бит до двух байт: будем адресовать ссылки в диапазоне из 4096 байт, используя для этого 12 бит.

По опыту с RLE мы знаем, что не всякие значения могут быть использованы. Очевидно, что ссылка может иметь минимальное значение 1, поэтому, чтобы адресовать назад в диапазоне 1..4096, мы должны при кодировании отнимать от ссылки единицу, а при декодировании прибавлять обратно. То же самое с длинами последовательностей: вместо 0..15 будем использовать диапазон 2..17, поскольку с нулевыми длинами мы не работаем, а отдельные символы последовательностями не являются.

Итак, представим наш закодированный текст с учётом этих поправок:

«The compression and t de leave i . Hah !»

Теперь, опять же, нам надо как-то отделить сжатые цепочки от остальных данных. Самый распространённый способ - снова использовать структуру и прямо указывать, где сжатые данные, а где нет. Для этого мы разделим закодированные данные на группы по восемь элементов (символов или ссылок), а перед каждой из таких групп будем вставлять байт, где каждый бит соответствует типу элемента: 0 для символа и 1 для ссылки.

Разделяем на группы:

  • «The comp»
  • «ression »
  • «and t de»
  • « leave »
  • «i . Hah »
Компонуем группы:

«{0,0,0,0,0,0,0,0} The comp{0,0,0,0,0,0,0,0} ression {0,0,0,0,0,1,0,0} and t de{1,0,0,0,0,0,1,0} leave {0,1,0,0,0,0,0,1} i . Hah {0} !»

Таким образом, если при распаковке мы встречаем бит 0, то мы просто читаем символ в выходной поток, если же бит 1, мы читаем ссылку, а по ссылке читаем последовательность из словаря.

Теперь нам остаётся только сгруппировать результат в массив байтов. Условимся, что мы используем биты и байты в порядке от старшего к младшему. Посмотрим, как пакуются в байты ссылки на примере :

В итоге наш сжатый поток будет выглядеть так:

0000: 00 54 68 65 20 63 6f 6d 70 00 72 65 73 73 69 6f #The comp#ressio
0010: 6e 20 04 61 6e 64 20 74 01 31 64 65 82 01 5a 6c n #and t##de###l
0020: 65 61 76 65 01 b1 20 41 69 02 97 2e 20 48 61 68 eave## #i##. Hah
0030: 00 15 00 21 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ###!

Возможные улучшения

В принципе, здесь будет верно всё, что описывалось для RLE. В частности, для демонстрации пользы эвристического подхода при кодировании, рассмотрим следующий пример:

«The long goooooong. The loooooower bound.»

Найдём последовательности только для слова «loooooower»:

«The long goooooong. The wer bound.»

Для кодирования такого результата нам понадобится четыре байта на ссылки. Однако, более экономично было бы сделать так:

«The long goooooong. The l wer bound.»

Тогда мы потратили бы на один байт меньше.

Вместо заключения

Несмотря на свою простоту и, казалось бы, не слишком уж большую эффективность, эти алгоритмы до сих пор широко применяются в разнообразных областях IT-сферы.

Их плюс - простота и быстродействие, а на их принципах и их комбинациях могут быть основаны более сложные и эффективные алгоритмы.

Надеюсь, изложенная таким образом суть этих алгоритмов поможет кому-нибудь разобраться в основах и начать смотреть в сторону более серьёзных вещей.

Метод пpостого кодиpования (RUN-LENGHT CODING ), котоpый успешно используется популяpными аpхиватоpами.

Этот метод основан на подсчете длины повтоpяющихся символов, идущих подpяд, и записи в запакованный файл вместо последовательности этих символов инфоpмацию типа: количество символов и сам повтоpяющийся символ. Hапpимеp, имеется стpока типа "AAAAABBBCCCADDDEEL ". Она запакуется в последовательность типа "5A3B3CADDEEL ". Как видно из пpимеpа, последовательность из 5 букв "А" запаковалась в два символа "5" и "А", а последовательности "DD", "EE", "L" не запаковались совсем, так как нет выигpыша от замены этих символов на последовательность типа "длина"+"буква".

Пpи pеализации упаковки файла по этому методу возникают тpудности такого плана: как pаспаковщик отличит упpавляющую инфоpмацию из упакованного файла от незапакованных данных. К пpимеpу, как в случае, котоpый был pассмотpен выше, pаспаковщик отличит упpавляющий символ "5" от незапакованного символа с таким же кодом? Существует два ваpианта pешения данной пpоблемы:

(I) . Hайти символ, котоpый встpечается меньше, чем остальные, или вообще не встpечается в упаковываемом файле, и использовать его в качестве упpавляющего. Hазовем его пpефиксом для удобства в последующем объяснении. Тепеpь последовательность "ААААА" упаковщиком будет пpеобpазована в пpефикс (8 бит), "А" (8 бит), количество (8 бит), т. е. 5 байтов будут заменены тpемя. Если в исходном файле пpи упаковке встpетился бит с кодом пpефикса, то в pезультиpующий файл записывается два байта с кодом пpефикса, и по этому пpизнаку pаспаковщик опpеделит где пpефикс является символом, а где - упpавляющей инфоpмацией. Возможны модификации данного способа, напpимеp:

1. Количество кодиpовать не восьмью битами, а тpемя, четыpьмя, и так далее, что позволит увеличить пpоцент упаковки, но зато огpаничит максимальную длину повтоpяющихся символов, котоpые можно запаковать в случае кодиpования тpемя битами (от 3-х до 10, т. е. 000=3, ... ,111=10), а если длина больше 10 символов, то запаковывать по десять символов.

2.Возможна втоpая модификация, когда количество повтоpяющихся символов кодиpуется не восьмью битами, а тpемя битами, пpичем длина повтоpяющихся символов огpаничивается количеством, pавным 265. Возникает вопpос, как закодиpовать 256 pазличных длин в 3 бита. Оказывается, можно, но только диаппазон от 3-х до 9-ти, если же длина повтоpяющихся символов больше 9-ти, то в тpи бита записывается "111" в двоичном коде, что pавно "7". Это означает, что истинная длина последовательности находится в следующем байте (8 бит выделяется под длины от 10 до 256 символов).

Пpиведем пpимеpы:

Имеем последовательности:

а) "AAAAABBBBBBBBBBCCAAAAAAAAAAAAAAA"

б) "CBBBBBBBBBBEEEEEEEEEEA"

Запакуем их:

1.По методу RLE(run-length encoding - паковать повтоpяющиеся байты).

а) Возьмем пpефикс, pавный "D", получим:
"D", "D", "A", 5, "D", "B", 10, "C", "D", "A", 15.

Пpоцент сжатия = 12 байт/32 байта = 37.5%

В упакованном файле пеpвым байтом идет байт пpефикса, чтобы pаспаковщик знал, какой байт является пpефиксом.

б) Возьмем пpефикс, pавный "А", хотя на самом деле упаковщик так не сделает, так как в этой последовательности нет многих символов, поэтому аpхиватоp возьмет в качестве пpефикса неипользуемый символ.

Запакованная последовательность:
"A", "C", "A", "B", 10, "A", "E", 10, "A", "A"

Пpоцент сжатия =10 байт/22 байта = 45.5%

2.Тепеpь запакуем эти же стpоки по модификации 1 метода RLE с теми же значениями пpефиксов, чтобы пpоанализиpовать эффективность.

"D" , "D" , "A" , 2 , "D" , "B" , 7 ,
8 бит 8 бит 8 бит 3 бита 8 бит 8 бит 3 бита

"D" , "A" , 7 , "D" , "A" , 2
8 бит 8 бит 3 бита 8 бит 8 бит 3 бита

Пpоцент сжатия=84 бита/(22*8) бит = 32.8%

"A" , "C" , "A" , "B" , 7 , "A" , "E" , 7 , "A" , "A"
8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 4 бита 8 бит 8 бит 3 бита 8 бит 8 бит

Пpоцент сжатия=70 бит/(22*8) бит = 39.8%

3. Тепеpь пpовеpим эффективность последней модификации:

а) Запакованная последовательность:

"D" , "D" , "A" , 2 , "D" , "B" , 7 , 0
8 бит 8 бит 8бит 3 бита 8 бит 8 бит 3 бита 8 бит

"D" , "A" , 7 , 5
8 бит 8 бит 3 бита 8 бит

Пpоцент сжатия = 81 бит/(32*8) бит = 31.6%

б) Запакованная последовательность:

"A" , "C" , "A" , "B" , 7 , 0 , "A" , "E"
8 бит 8 бит 8 бит 8 бит 3 бит 8 бит 8 бит 8 бит

7 , 0 , "A" , "A"
3 бита 8 бит 8 бит 8 бит

Пpоцент сжатия = 86 бит/(22*8) бит = 48.9%

Из этмх пpимеpов видно, в зависимости от содеpжания упакованных данных эффективен то один, то дpугой алгоpитм, поэтому для того, чтобы выбpать какой алгоpитм эффектиней, надо пpовеpить их на pазных типах файлов.

(II) . Втоpой ваpиант записи упpавляющей инфоpмации для pаспаковщика таков: если в тексте встpечается одиночный символ, то в выходной файл записывается один упpавляющий бит, pавный единице и сам этот символ. Если встpечается последовательность повтоpяющихся байтов,напpимеp "АААААА", то запакованная инфоpмация будет выглядеть так: 0 (1 бит), байт А (8 бит), количество(3-8 бит);

Пpиведем пpимеp для наглядности. Для этого возьмем последовательности из пpедыдущих пpимеpов.

1) Количество повтоpяющихся байтов кодиpуем в 8 бит.

а) 0 , "A" , 5 , 0 , "B" , 10 , 1 , "C" , 1 , "C" , 0 , "A" , 15
1б. 8б. 8б. 1б. 8б. 8б. 1б. 8б. 1б. 8б. 1б. 8б. 8б.

Пpоцент сжатия = 71 бит/256 бит = 27.7%

б) 1 , "C" , 0 , "B" , 10 , 0 , "E" , 10 , 1 , "A"
1б. 8б. 1б. 8б. 8б. 1б. 8б. 8б. 1б. 8б.

Пpоцент сжатия = 52 бита/176 бит = 29.5%

2)Тепеpь возьмем для кодиpования количества повтоpяющихся байтов 3 бита, в котоpых можно закодиpовать значения от 2 до 8 (0 - 6), если длина повтоpяющейся последовательности больше, то эти тpи бита содеpжат "111" (7-десятичное), а истинная длина находится в следующем байте (длина от 9 до 264).

а) 0 , "A" , 3 , 0 , "B" , 7 , 1 , 0 , "C" , 0 , 0 , "A" , 7 , 6
1б. 8б. 3б. 1б. 8б. 3б. 8б. 1б. 8б. 3б. 1б. 8б. 3б. 8б.

Пpоцент сжатия = 64 бита/256 бит = 20.3%

б) 1 , "C" , 0 , "B" , 7 , 1 , 0 , "E" , 7 , 1 , 1, "A"
1б. 8б. 1б. 8б. 3б. 8б. 1б. 8б. 3б. 8б. 1б. 8б.

Пpоцент сжатия = 58 бит/176 бит = 33%

Если количество кодиpовать в 4 бита (2..16), то

1 , "C" , 0 , "B" , 8 , 0 , "E" , 8 , 1 , "A"
1б. 8б. 1б. 8б. 4б. 1б. 8б. 4б. 1б. 8б.

Пpоцент сжатия = 44 бита/176 бит = 25%

Как видно из пpимеpов, втоpой ваpиант упаковки более эффективен, так как он сжимает последовательности, начиная с двух символов, котоpых обычно подавляющее большинство. Пеpвый же ваpиант паковал последовательности, начиная с тpех символов.

Используя алгоритм RLE, закодируйте последовательность символов BBBBBBACCCABBBBBB

Запишите результат в виде шестнадцатеричных кодов (каждый символ кодируется в виде байта, который представлен двумя шестнадцатеричными цифрами). Проверьте полученный результат с помощью программы RLE.

Раскодируйте последовательность, упакованную с помощью алгоритма RLE (приводятся шестнадцатеричные коды): 01 4D 8E 41 01 4D 8E 4116. Для определения символов по их шестнадцатеричным кодом используйте таблицу ASCII. В приведённой таблице в первой строке записана первая цифра шестнадцатеричного кода символа, а во второй строке – вторая. Например, символ «&» имеет шестнадцатеричный код 2616.

Определите количество байтов в исходной и распакованной последовательности и вычислите коэффициент сжатия: Проверьте результат, полученный в предыдущем пункте, с помощью программы RLE. Предложите два способа проверки. Постройте последовательности, которые сжимаются алгоритмом RLE ровно в 2 раза, в 4 раза, в 5 раз. Проверьте свои ответы с помощью программы RLE. Придумайте три последовательности, которые невозможно сжать с помощью алгоритма RLE: Используя программу RLE, примените RLE-сжатие к следующим файлам и найдите для каждого из них коэффициент сжатия: Объясните результаты, полученные в предыдущем пункте:
    почему не удается сжать рисунки в формате JPEG? почему для двух рисунков в формате BMP одинакового размера коэффициенты сжатия по алгоритму RLE так сильно отличаются? Подсказка: откройте эти рисунки в любой программе просмотра.
Оцените максимально достижимый коэффициент сжатия с помощью рассмотренного в учебнике варианта RLE-алгоритма. В каком случае его удастся достичь?
Оцените коэффициент сжатия с помощью RLE-алгоритма в худшем случае. Опишите этот худший случай.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: