Программирование циклических вычислительных процессов vba. Циклические вычислительные процессы. Варианты индивидуальных заданий

В программировании мы часто сталкиваемся с задачами, в которых встречается процессы, которые повторяются. Поэтому мы должны знать и уметь пользоваться таким понятием как «циклические вычислительные процессы ».

Начинающему программисту будет просто разобраться в них, на обобщенном примере. Причем важно понимать, что во всех языках программирования существуют способы реализации циклов.

Что же такое цикл в программировании?

Цикл – в программировании называется многократное повторение одних и тех же действий или вычислений, но по одним и тес же зависимостям с различными значениями переменных.

С понятием цикл мы встречаемся не только в программировании. Во многих областях нашей жизни существуют циклы.

К примеру – круговорот воды в природе, это естественный цикл в нашей жизни.

А теперь рассмотрим общие правила и понятия используемые в вычислительных циклах.

Этапы циклического процесса

В общем случае цикл должен быть реализован за 4 этапа:
  • 1 этап – подготовка цикла (инициализация).
    Задание начального значения параметру и переменной цикла.
    Параметр цикла – эта величина, которая считает число шагов цикла (число повторений цикла).
    Переменная цикла – это величина, которая изменяет свое значение на каждом этапе цикла.
    Инициализация – это задание начальных значений параметру и переменной цикла.
  • 2 этап – тело цикла.
    Это многократное повторение действие в цикле или вычислений по одним и тем же математическим зависимостям с разными значениями переменных.
  • 3 этап – модификация (изменение) цикла.
  • 4 этап – управление циклом.
    Это проверка условия на продолжение или начало цикла.
В pascal существует 3 оператора цикла, которые могут реализовать любую алгоритмически – циклическую структуру :
  1. Оператор цикла с параметром
  2. Оператор цикла с предусловием
  3. Оператор цикла с постусловием
Подробно их мы рассмотрим в следующих статья.

“Программирование циклических вычислительных процессов”

Цель работы: освоение методов составления алгоритмов циклических вычислительных процессов и организации циклических программ сложной структуры.

Теоретическая часть

4.1.1. Циклические алгоритмы.

Цикл – это последовательность действий, которая может выполняться более одного раза.

Циклический алгоритм – это алгоритм, содержащий один или несколько циклов.

Имеется 3 вида циклов:

Цикл с предусловием;

Цикл с постусловием;

Цикл со счетчиком (счетный цикл).

Если выполнение цикла связано с каким-либо логическим условием, то используются циклы с предусловием или с постусловием.

Циклы со счетчиком представляют такой класс, в котором выполнение тела цикла должно повторяться заранее определенное число раз.

Блок-схемы циклических алгоритмов выглядят следующим образом:

1. Цикл со счетчиком.

2. Цикл с предусловием. 3. Цикл с постусловием.

4.1.2 Операторы цикла в языке программирования C++.

В C++ для каждого вида цикла имеется соответствующий оператор:

Цикл типа while (с предусловием);

Цикл типа do…while (с постусловием);

Цикл типа for (счетный).

1.Оператор цикла типа while

Форма записи:

while (условие) оператор;

где: (условие) – логическое выражение;

оператор – выполняемый в цикле оператор или тело цикла.

Если тело цикла представляет собой составной оператор, то его нужно заключить в операторные скобки{...}:

while (условие)

группа операторов

Схема работы такого цикла: пока условие является истинным (true), выполняется тело цикла и снова проверяется условие и т.д. Когда условие станет ложным (false) цикл завершает работу.

2. Оператор цикла типа do…while

Форма записи:

оператор;

while (условие);

Схема работы такого цикла: сначала выполняется оператор, потом проверяется условие, если условие является истинным, выполняется оператор и снова проверяется условие и т.д. Когда условие станет ложным, цикл завершает работу.

Если тело цикла представляет собой составной оператор, то, как и для цикла с предусловием, его нужно заключить в операторные скобки{...}:



группа операторов

while (условие);

3. Оператор цикла типа for

Форма записи:

оператор;

A – начальное выражение, которое задает начальные значения параметру цикла и при необходимости начальные значения другим параметрам. Например:

i=0, x=0.5, p=1, s=0

B – условное выражение, которое проверяет условие продолжения работы цикла. Например:

C – выражение приращения, которое задает приращение параметру цикла и при необходимости другим параметров, тогда они записываются списком. Например: x+=0.1, i++

4.1.3 Пример составления алгоритма и программы на языке C++ для циклического вычислительного процесса.

Вычислить значение выражения:

b – исходная величина, ее значение вводятся с клавиатуры и не изменяется;

a – изменяется в диапазоне с шагом 1;

y – результат, его значения выводятся на экран.

Исходя из условия задания переменная a является целочисленной, поэтому может быть использована в качестве счетчика в счетном цикле.

Блок-схема алгоритма решения данной задачи с использованием счетного цикла выглядит следующим образом:

#include

#include

#include

printf(“Введите b: “);

scanf(“%f”,&b);

printf(“ a y\n”);

for (a=0;a<=10;a++)

printf(“%3d”,a);

printf(“%8.2f\n”,y);

y=(a-b)/sqrt(a);

printf(“%8.2f\n”,y);

Блок-схема алгоритма решения данной задачи с использованием цикла с предусловием выглядит следующим образом:

Текст программы на языке C++, соответствующей данному алгоритму, выглядит следующим образом:

#include

#include

#include

printf(“Введите b: “);

scanf(“%f”,&b);

printf(“ a y\n”);

printf(“%3d”,a);

printf(“%8.2f\n”,y);

y=(a-b)/sqrt(a);

printf(“%8.2f\n”,y);

else printf(“ y не существует\n”);

Блок-схема алгоритма решения данной задачи с использованием цикла с постусловием выглядит следующим образом:

Текст программы на языке C++, соответствующей данному алгоритму, выглядит следующим образом:

#include

#include

#include

printf(“Введите b: “);

scanf(“%f”,&b);

printf(“ a y\n”);

printf(“%3d”,a);

printf(“%8.2f\n”,y);

y=(a-b)/sqrt(a);

printf(“%8.2f\n”,y);

else printf(“ y не существует\n”);

while(a<=10);

Практическая часть

4.2.1 Требования к выполнению работы:

Выполнить задание из лабораторной работы № 3 для диапазона значений одной из переменных. Изменяемая переменная, диапазон ее изменения и шаг указаны в таблице 4. Составить блок-схемы алгоритмов и программы для двух типов циклов, указанных в индивидуальном задании (таблица 4).

Оформить вывод результатов таким образом, чтобы четко выделялись значения изменяемого параметра и при каждом его конкретном значении выводились значения результата (трех переменных из столбца 2 таблицы 3) в виде таблицы.

Порядок выполнения работы.

1. Выполнить анализ задания, сформулировать постановку задачи.

2. Составить блок-схемы алгоритмов.

3. Составить программу на языке C++. Предусмотреть ввод исходных данных с клавиатуры и вывод результатов на экран.

4. Выполнить проверку работоспособности программы на различных исходных данных.

5. Выполнить анализ полученных результатов.

Варианты индивидуальных заданий.

Варианты индивидуальных заданий выбираются из таблицы 4 в соответствии с номером студента в списке группы в журнале преподавателя.

Таблица 4. Варианты индивидуальных заданий

№ п/п Изменяемая переменная Типы циклов
10 ≤ a ≤ 10, Δ a=1
-4 ≤ d ≤ 4 , Δ d = 0.5
-6 ≤ x ≤ 3 , Δ x = 0.5
0 ≤ b ≤ 3 0, Δ b = 1.5 1. С предусловием, 2. Счетный
-15 ≤ j ≤ 1 0, Δ j = 0.5 1. С предусловием, 2. С постусловием
5 ≤ e ≤ 35, Δ e = 2 1. Счетный, 2. С постусловием
-5 ≤ m ≤ 15, Δ m = 1 1. С предусловием, 2. Счетный
1 ≤ c ≤ 70, Δ c = 3 1. С предусловием, 2. С постусловием
1.5 ≤ c ≤ 15, Δ c = 0.5 1. Счетный, 2. С постусловием
-8 ≤ b ≤ 28, Δ b = 2 1. С предусловием, 2. Счетный
-4.5 ≤ x ≤ 11.5, Δ x = 0.5 1. С предусловием, 2. С постусловием
-7 ≤ k ≤ 2, Δ k = 0.3 1. Счетный, 2. С постусловием
-1 ≤ m ≤ 21, Δ m = 1 1. С предусловием, 2. Счетный
-2 ≤ e ≤ 34, Δ e = 2 1. С предусловием, 2. С постусловием
-11 ≤ c ≤ 23, Δ c = 2 1. Счетный, 2. С постусловием
-13 ≤ p ≤ 50, Δ p = 3 1. С предусловием, 2. Счетный
3.3 ≤ b ≤ 9.3, Δ b = 0.3 1. С предусловием, 2. С постусловием
3.5 ≤ y ≤ 12.3, Δ y = 0.4 1. Счетный, 2. С постусловием
-7.5 ≤ a ≤ 5.7, Δ a = 0.6 1. С предусловием, 2. Счетный
-1.5 ≤ h ≤ 1.2, Δ h = 0.1 1. С предусловием, 2. С постусловием
0 ≤ h ≤ 10, Δ h=0.5 1. Счетный, 2. С постусловием
-15 ≤ b ≤ 15 , Δ b =2 1. С предусловием, 2. Счетный
-7 ≤ l ≤ 3 , Δ l = 0.5 1. С предусловием, 2. С постусловием
-5.5 ≤ b ≤ 6.5 , Δ b = 0.5 1. Счетный, 2. С постусловием
1 ≤ k ≤ 9 , Δ k = 0.4 1. С предусловием, 2. Счетный
0 ≤ b ≤ 6.9, Δ b = 0.3 1. С предусловием, 2. С постусловием
-3 ≤ v ≤ 9, Δ v = 0.6 1. Счетный, 2. С постусловием
-2 ≤ p ≤ 2.6, Δ p = 0.2 1. С предусловием, 2. Счетный

4.3 Контрольные вопросы и практические задания:

1. Как работает оператор while?

2. Как работает оператор do ... while?

3. Как работает оператор for?

4. Подчеркнуть в программе операторы, образующие цикл.

5. В чем заключается отличие операторов while и do ... while?

6. Заменить в программе один оператор цикла другим.

Задание №2

Программирование ветвящихся вычислительных процессов

Цель работы

Получить навыки программирования ветвящихся вычислительных процессов. Изучить условные операторы, переменные логического типа, логические отношения и операции.

Пусть на плоскости x, y задана область D. Требуется определить «попадает» ли точка с координатами (x, y) в область D или нет. Если попадает, то необходимо вычислить функцию и переменной M, значение которой является признаком «попадания» или «непопадания», присвоить значение M=1. В противном случае вычислить и положить M=2.

Ход работы

Алгоритм решения поставленной задачи:

1. Выписать область D и выписать функции и

2. Записать уравнения, определяющие границы области

3. Подготовить 7 точек, чтобы часть точек находилась внутри D, а часть- вне ее.

4. Написать программу для выполнения поставленной задачи.

5. Для выбранных точек получить и записать результаты счета.

f 1= tg(x)/e y f 2 =

(x>0 и y>0 и X**2+Y**2<=9) или (x<0 и y>0 и y<=x+4) или (x<0 и y<0 и x>(-4) и y>(-2))

то точка принадлежит области D

1)(1;1)
2)(3;3)
3)(-1;2)
4)(-5;2)
5)(-2;-1)
6)(-5;-3)

Fortran MathCAD
x y z m c z m c
0.1573E+01 T 1.573
0.0751E+01 F 0.751
-1 -0.1211E+01 T -1.211
-5 0.083E+01 F 0.83
-2 -1 0. 394E+01 T 3.94
-5 -3 0.0282E+01 F 0.282
-3 0. 0271E+01 F 0.271

PRINT *,"X=?,Y=?";READ *,X,Y

C=(x>0..and. y>0..and.X**2+Y**2<=9).or.(x<0..and.y>0..and.y<=x+4).or.(x<0..and.y<0..and.x>(-4).and.y>(-2))

PRINT 2,X,Y,Z,C,M

2 FORMAT ("X=",F7.3,3X,"Y=",F7.3,3X,"Z=",E11.4,3X,"C=",L2,3X,"M=",I2/)

END PROGRAM LAB2

FUNCTION F1(X,Y)

F1=tan(x)/exp(x)**y

FUNCTION F2(X,Y)

F2= (sqrt(sin(2*x+3*y)**2)**1./3.)

print*,"a,b,c=?";read "(2F7.3)",a,b,c

q=a>b.and.a

ac

w=b>a.and.b

bc

e=c>a.and.c

cb

28.,558.,345. 345.0000


Задание №3

Программирование циклических вычислительных процессов

Цель работы

Получить навыки программирования циклических вычислительных процессов. Изучить циклы с шагом и циклы с условием.

1. Записать расчетные формулы для вычисления слагаемого и конечной суммы

2. Составить алгоритм вычисления с заданной точностью суммы конечного числа членов ряда в указанном диапазоне изменения параметра x с заданным шагом. Для получения шага диапазон изменения x разделить на 10.

3. Составить программу решения задачи. В программе для каждого значения x предусмотреть вычисление как приближенной, так и точной суммы соответствующего ряда y по приведенной в таблице формуле.

точное значения суммы ряда, а также количество просуммированных членов.

Ход работы

1. Задать x0-начало цикла и xл-конец цикла

2. Задаем шаг h по формуле

4. Составить программу решения задач рекуррентным способом

5. Построить таблицу полученных данных

Формула ряда:

Формула точного вычисления суммы: π/4

1. x0= π/10 xk=9 π/10

3.


real:: a,b,c,eps,h,s,x,x0,xk,y,p

b=(sin*(x)*(2*n)-1+sin*((2*n-1)*x))/4*n-2

if(abs(a)

print 2,x,s,y,n; write(1,2)x,s,y,n

end do 2 format("x=",f6.3,3x,"s=",e10.3,3x,"y=",e10.3,3x,"n=",i5)

end program lab3


x S(x) y
0.314 0.324 0.785
0.565 0.622 0.785
0.817 0.979 0.785
1.068 1.404 0.785
1.319 1.43 0.785
1.57 -19.257 0.785
1.821 -533.961 0.785
2.072 -8.624E+3 0.785
2.324 -9.986E+4 0.785
2.575 -8.928E+5 0.785
2.826 -6.477E+6 0.785

1. Способы построения циклических вычислительных процессов в программах.

2. В компьютер вводится N вещественных чисел. Составить программу, выдающую на экран среднее арифметическое значение этого набора.

Введение

Циклические программы используются практически в любом программном обеспечении. При этом циклы могут быть явными и неявными. В частности неявный цикл присутствует в обработчиках прерываний, которые фактически работают в бесконечном цикле, чье тело инициируется прерыванием. Циклическими являются и подпрограммы - оконные функции приложений Windows. Далее рассматриваются программы с циклом, тело которого содержит функциональные модули.

Циклический процесс - это вычислительный процесс, в котором многократно выполняются вычисления по одним и тем же формулам при различных значениях аргумента.

Программы , реализующие циклический процесс называются циклическими программами.

В организации цикла можно выделить следующие этапы:

подготовка (инициализация) цикла (И);

выполнение вычислений цикла (тело цикла) (Т);

модификация параметров (М);

проверка условия окончания цикла (У).

Порядок выполнения этих этапов, например, Т и М, может изменяться. В зависимости от расположения проверки условия окончания цикла различают циклы с нижним и верхним окончаниями. Для цикла с нижним окончанием тело цикла выполняется как минимум один раз, так как сначала производятся вычисления, а затем проверяется условие выхода из цикла.


В случае цикла с верхним окончанием тело цикла может не выполниться ни разу в случае, если сразу соблюдается условие выхода.

Цикл называется детерминированным, если число повторений тела цикла заранее известно или определено. Цикл называется итерационным, если число повторений тела цикла заранее неизвестно, а зависит от значений параметров (некоторых переменных), участвующих в вычислениях.

Тело цикла - это многократно повторяющийся участок программы.

Параметр цикла - это переменная, которая принимает новые значения при каждом повторении цикла (циклы бывают простые и сложные).

Общий вид цикла n раз

В общем виде цикл n раз записывается так:

нц число повторений раз

Служебное слово нц (начало цикла) и кц (конец цикла) пишутся строго одно под другим и соединяются вертикальной чертой. Правее этой черты записывается повторяемая последовательность команд (тело цикла).

Число повторений – произвольное целое число.

При выполнении алгоритма последовательность команд в теле цикла повторяется указанное число раз. Правила алгоритмического языка допускают задание любого целого числа повторений. Оно может быть нулевым и даже отрицательным. Эти случаи не считаются ошибочными, просто тело цикла не будет выполнено ни разу, а компьютер сразу перейдет к выполнению команд, записанных после кц

Общий вид цикла пока

В общем виде цикл пока записывается так:

нц пока условие

| тело цикла (последовательность команд)

При выполнении цикла компьютер повторяет следующие действия:

а) проверяет записанное после служебного слова пока условие;

б) если условие не соблюдается, то выполнение цикла завершается и компьютер начинает выполнять команды, записанные после кц. Если же условие соблюдается, то компьютер выполняет тело цикла, снова проверяет условие и т.д.

Общий вид цикла для

нц для i от i1 до i2

| тело цикла (последовательность команд)

Здесь i – имя величины целого типа, i1, i2 – произвольные целые числа или выражения с целыми значениями. Тело цикла последовательно выполняется для i = i1, i = i1 + 1, i1 + 2, …i = i2.

Правила алгоритмического языка допускают задание любых целых i1, i2. в частности, i2 может быть меньше i1. этот случай не считается ошибочным – просто тело цикла не будет выполнено ни разу, а компьютер сразу перейдет к выполнению команд, записанных после кц.

Цикл n раз и цикл пока

Циклы n раз и пока оформляются в алгоритмическом языке почти одинаково. Это не удивительно, ведь обе эти команды задают цикл – повторяющуюся последовательность команд. Служебные слова нц и кц указывают, что исполняется цикл, а заголовок цикла задает конкретный механизм его выполнения.

Однако у этих двух циклов есть одно существенное отличие. Начиная выполнять цикл n раз, компьютер знает, сколько раз придется повторить тело цикла. При исполнении цикла пока это не так: компьютер каждый раз проверяет условие цикла и не может заранее определить, когда выполнение закончится. Узнать количество повторений цикла пока можно только после того, как цикл завершен.

Отсюда ясно, в каких случаях какой цикл следует использовать. Если к моменту начала цикла количество повторений известно, удобно воспользоваться циклом n раз. Если же количество повторений заранее определить нельзя, необходим цикл пока.

Например, программа автоматического управления имеет структуру, изображенную на рис. 1. Модули, входящие в цикл (а также модули обработки прерываний), с одним входом и одним выходом каждый, как правило, имеют характерную особенность: модули содержат статические переменные, которым присваивается значение в текущем цикле, а анализ этих переменных выполняется в следующем цикле. Таким образом, упомянутые переменные характеризуют состояние модуля на конец текущего или начало следующего цикла программы. В дальнейшем будем рассматривать только такие модули циклических программ и обозначать их кратко МЦП.


Рис.1. Типовая структура управляющей программы с бесконечным циклом.

МЦП имеют разнообразную структуру, сложность которой необходимо оценивать по специальным критериям. В.В.Липаевым предложен удобный и объективный критерий сложности программных модулей, а именно: число и суммарная длина путей в управляющем графе модуля . При этом учитываются только условные операторы и операторы выбора. Однако этого критерия явно недостаточно для МЦП со статической памятью, ибо при анализе МЦП необходимо помнить значения всех статических переменных, установленные в предшествующем цикле. Помимо этого, никаких рекомендаций по стандартизации алгоритмов и программ, кроме давно известного структурного программирования на общеупотребительных языках программирования типа Си и Паскаль - нет. В данной статье предлагается восполнить эти пробелы применительно к МЦП.

2. Фрагменты модулей циклических программ

Двухполюсным фрагментом, или просто фрагментом, будем считать участок программы с одним входом и одним выходом (включая операторы циклов) в предположении, что рассматриваемые МЦП структурированы. Простейший фрагмент включает единственный оператор. Последовательность фрагментов также является фрагментом. МЦП в свою очередь является фрагментом и состоит из последовательности фрагментов.

В предложен метод независимых фрагментов для синтеза структуры модулей, реализующих таблицы решений. При этом независимым считается такой фрагмент, который можно вставить в любом месте последовательности фрагментов модуля. Независимость местоположения такого фрагмента обусловлена тем, что анализируемые в нем данные не формируются в указанной последовательности фрагментов, а формируемые в независимом фрагменте данные не анализируются в данной последовательности фрагментов. Поэтому независимые фрагменты могут выполняться параллельно (псевдопараллельно). На рис. 2 показаны возможные варианты реализации модуля с двумя независимыми фрагментами. В вариантах “а” и “б” фрагменты переставлены местами без искажения существа программы; в варианте “в” фрагменты реализуются параллельно.


Рис.2. Варианты реализации модуля с независимыми фрагментами:

а) и б) - последовательная реализация,

в) - параллельная реализация: двойная горизонтальная линия обозначает распараллеливание программы, жирная горизонтальная черта обозначает завершение параллельных процессов.

Зависимым фрагментом является такой, местоположение которого зависит от местоположения другого (других) фрагмента в модуле. Будем различать сверху- и снизу зависимые фрагменты. Сверху-зависимый фрагмент должен быть расположен всегда ниже некоторого фрагмента, в котором формируются переменные, используемые в данном (зависимом) фрагменте. Снизу-зависимый фрагмент должен размещаться всегда выше фрагмента, в котором используются переменные, формируемые в данном фрагменте. Два зависимых фрагмента, один из которых является сверху зависимым от второго, а второй снизу зависимым от первого, будем называть взаимно зависимыми фрагментами. Их нельзя менять местами и нельзя реализовывать параллельно. На рис. 3 приведен пример модуля с взаимно зависимыми фрагментами. Между взаимно зависимыми фрагментами могут находиться другие, зависимые или не зависимые от них. Рис.3. Модуль с зависимыми фрагментами.

Фиксированным будем называть зависимый фрагмент, местоположение которого в модуле строго определено. Например, в модуле распознавания символа, введенного с клавиатуры, первым должен быть снизу зависимый фрагмент непосредственно ввода символа. Операторы “начало” и “конец” модуля есть фиксированные фрагменты.

Абсолютно независимых фрагментов не существует хотя бы потому, что в любом модуле есть упомянутые фиксированные фрагменты начала и конца. Поэтому независимый фрагмент, в общем случае, имеет ограниченную двумя взаимно зависимыми фрагментами область возможного местоположения. То есть более строгое определение независимого фрагмента звучит следующим образом: независимым относительно двух фиксированных фрагментов будем называть такой фрагмент, который может быть размещен в любом месте последовательности фрагментов, ограниченной сверху и снизу указанными фиксированными фрагментами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: