Приказ министерства строительства и жкх no 882. Новые формы раскрытия информации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 года № 988 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 40, ст. 5437) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - формы).

2. Государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 30-дневный срок с даты вступления в силу настоящего приказа доработать официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - reformagkh.ru, согласно формам.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

__________________________________________________

Утверждены

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

ФОРМЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - формы) предусматривают детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 40, ст. 5064; 2011, № 25, ст. 3595; 2012, № 7, ст. 875; № 35, ст. 4834; 2013, № 31, ст. 4216; 2014, № 9, ст. 919; № 14, ст. 1627, № 40, ст. 5437) (далее - Стандарт), обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

Информация размещается организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее - управляющая организация, товарищество, кооператив) на официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) Стандарта, в соответствии с параметрами настоящих форм.

_________________________________________________

Форма 1. Информация об управляющей организации, товариществе, кооперативе

Форма 1.1. Общая информация об управляющей организации, товариществе, кооперативе

Форма 1.2. Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, товарищества, кооператива

Форма 1.3. Информация о привлечении управляющей организации, товарищества, кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами (заполняется по каждому факту привлечения)

Форма 1.4. Перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляют управляющая организация, товарищество, кооператив

Форма 1.5. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления с управляющей организацией были расторгнуты в предыдущем календарном году; перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем календарном году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем календарном году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества

Форма 2. Сведения о многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество, кооператив (заполняется по каждому многоквартирному дому)

Форма 2.1. Общие сведения о многоквартирном доме

Форма 2.2. Сведения об основных конструктивных элементах многоквартирного дома, оборудовании и системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме

Форма 2.3. Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом (заполняется по каждой выполняемой работе (оказываемой услуге))

Форма 2.4. Сведения об оказываемых коммунальных услугах (заполняется по каждой коммунальной услуге)

Форма 2.5. Сведения об использовании общего имущества в многоквартирном доме (заполняется по каждому используемому объекту общего имущества)

Форма 2.6. Сведения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме

Форма 2.7. Сведения о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме (заполняется по каждому собранию собственников помещений)

Форма 2.8. Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год

_____________________________________________

25 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр, которым утверждены формы раскрытия информации, ожидаемые еще к 1 декабря прошлого года. В целом порядок их заполнения не должен вызвать трудностей, тем более что они содержат также некоторые пояснения. Остановимся подробно лишь на отдельных полях.

Согласно раскрытие УК, ТСЖ и ЖСК информации на сайтах в Интернете, указанных в пп. «а» п. 5 (на сайте www.reformagkh.ru и другом сайте по выбору УК - сайте самой УК, сайте органа региональной власти или сайте органа местного самоуправления) и пп. «а» п. 5 (1) (на сайте www.reformagkh.ru и другом сайте по выбору ТСЖ - сайте органа региональной власти или сайте органа местного само­управления), осуществляется по формам, утвержденным Минстроем. Одновременно в силу п. 8 этого же документа информация раскрывается УК, ТСЖ, ЖСК по формам, которые утверждены Минстроем. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных п. 3 стандарта, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в МКД правомочий собственников в полном объеме.

Вторая норма более общая, и из нее следует, что раскрытие информации на всех источниках, а не только на интернет-сайтах осуществляется исключительно по утвержденным формам.

Сроки заполнения

На основании п. 16 Стандарта раскрытия информации изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была размещена соответствующая информация, в следующие сроки:
  • на интернет-сайтах - в течение семи рабочих дней со дня изменения сведений;
  • в официальных печатных изданиях - в течение 30 дней со дня изменения сведений;
  • на информационных стендах - в течение 10 рабочих дней со дня изменения сведений.
Вступление в силу новых форм, предполагающих новую детализацию видов раскрываемой информации, следует рассматривать как изменение сведений. Поэтому в указанные сроки данные нужно раскрыть по новым формам во всех источниках. На сайте www.reformagkh.ru такая возможность есть уже с 25.05.2015 (естественно, не обошлось без технических накладок), несмотря на то что Приказом Минстроя РФ № 882/пр Фонду содействия реформированию ЖКХ предоставлен 30‑дневный срок для обновления форм с даты вступления приказа в силу.

Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности

Очень важно, что теперь существует ясность по поводу раскрытия сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. В первой сноске к форме 1.2 указано, что такая информация раскрывается ежегодно в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором УК, ТСЖ, ЖСК осуществляли деятельность по управлению МКД. С учетом этого пояснения в текущей анкете организации дата начала отчетного периода - 01.01.2015, дата конца отчетного периода - 31.12.2015. При этом сведения о доходах (расходах), полученных за оказание (понесенных в связи с оказанием) услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов), формируются нарастающим итогом и должны раскрываться за отчетный период - 2015 год. Следовательно, до завершения года нет оснований заполнять соответствующие поля.

Что касается второй группы показателей, также раскрываемых в форме 1.2, а именно задолженности УК перед РСО за коммунальные ресурсы (в общей сумме и с разбивкой по видам ресурсов), в пояснениях к соответствующим полям указано, что раскрывать следует сумму задолженности за отчетный период. Однако, поскольку сумма задолженности фиксируется на отчетную дату, слова «задолженность за отчетный период» не имеют смысла. В связи с тем, что показатели должны раскрываться по итогам календарного года, сумма задолженности должна быть показана по состоянию на 31.12.2015. Выходит, что в течение года показатель не заполняется.

Здесь же обратим внимание на пояснение в порядке заполнения показателей задолженности перед РСО: в случае прямой поставки коммунального ресурса потребителям указывается нулевое значение. Представляется, что речь идет о ситуации, когда РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг для потребителей. При выбранном способе управления УК (ТСЖ) это возможно, если новый управляющий еще не заключил договор ресурсоснабжения (пп. «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг ) и РСО самостоятельно ведет расчеты с собственниками помещений (см. ответ на вопрос 9 из Обзора судебной практики ВС РФ 1 (2014) , утвержденного Президиумом ВС РФ 24.12.2014). Во всех иных случаях именно УК выступает в качестве исполнителя и должна располагать всей необходимой информацией. Если собственники помещений перешли на прямые расчеты с РСО, это не меняет правовой статус управляющего как исполнителя коммунальных услуг, вопрос только в информационном обмене между управляющим и РСО.

Информация о привлечении к административной ответственности

По поводу заполнения формы 1.3, посвященной данным о привлечении УК, ТСЖ, ЖСК и их должностных лиц к административной ответственности, у управляющих может возникнуть вопрос: за какой период информация должна быть раскрыта по новым формам? Чтобы ответить на него, следует вспомнить, что информация, размещаемая на интернет-сайтах, должна быть доступна в течение пяти лет (п. 6 Стандарта раскрытия информации ). До 25.05.2015 управляющие должны были размещать информацию в прежних формах, но в новом (актуальном с 01.12.2014) объеме. Таким образом, представляется, что новые нарушения (по которым возникла обязанность раскрывать информацию после 25.05.2015) должны быть освещены в новых формах, а все остальные, если данные о них сохранились на сайте, повторно раскрывать необязательно.

Договор управления

При раскрытии информации о договоре управления (форма 2.1) требуется указать дату его заключения, дату начала управления домом и приложить копию договора управления в электронной форме в виде файла.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ ). Жилищный кодекс содержит особые требования к форме договора управления МКД: он заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 162 ). Таким образом, принятое общим собранием собственников помещений решение об условиях договора управления, оформленное протоколом, еще не является заключением договора. Согласно той же норме собственники помещений, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Отсюда можно прийти к выводу, что договор управления считается заключенным с момента, когда его подписали собственники, обладающие более 50% голосов.

Датой начала управления следует считать дату, когда УК приступила к исполнению договора (в частности, начала оказывать услуги по содержанию общего имущества). В части 7 ст. 162 ЖК РФ указано, что приступить к выполнению договора управления нужно не позднее чем через 30 дней со дня его подписания (представляется, речь идет о подписании опять же собственниками, обладающими большинством голосов), если иной срок не установлен самим договором управления.

По поводу опубликования копии договора управления МКД на практике возникает вполне закономерный вопрос о том, что именно размещается: шаблон договора управления (в силу ч. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления МКД устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в доме) либо договор, подписанный собственниками помещений. По нашему мнению, достаточно шаблона, в котором были бы отражены условия для конкретного дома. Если есть желание разместить подписанный договор, следует помнить о необходимости соблюдения законодательства о защите персональных данных.

Информация о капитальном ремонте

В форме 2.1 следует указать способ формирования фонда капитального ремонта. В пояснении отмечено, что обозначается способ, выбранный собственниками помещений в соответствии со ст. 170 ЖК РФ , поле заполняется при наличии выбранного способа формирования фонда капитального ремонта. Между тем во многих домах непосредственно сами собственники помещений не принимали такое решение, за них это сделали ОМСУ (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ ). Представляется, что в этой ситуации способ формирования фонда все равно нужно указать.

Специальная форма 2.6, посвященная сведениям о капремонте, остается пустой, если фонд формируется на счете регионального оператора («котловым методом»). Если же фонд формируется на специальном счете (неважно, УК или регионального оператора) и УК поручена организация проведения капитального ремонта дома, форму нужно заполнить. ТСЖ и ЖСК раскрывают информацию, если фонд формируется на специальном счете.

Сведения об услугах и работах по содержанию и ремонту общего имущества

Одноименная форма 2.3 в окончательной редакции Приказа Минстроя РФ № 882/пр существенно отличается от первоначального варианта, доступного в Интернете. Сейчас УК следует раскрыть по каждой работе (услуге) ее наименование и годовую плановую стоимость. Авторы форм отказались от полей, в которых указывались единица измерения, стоимость на единицу измерения, дата начала действия установленного размера платы, основание для установления стоимости, периодичность предоставления и, главное, исполнитель работ (услуг). Кстати, почти все эти данные необходимо было раскрывать до 01.12.2014, но и теперь они фигурируют в отчете об исполнении договора управления (форма 2.8).

Ввиду того, что специфика содержания общего имущества в МКД обусловлена сезонностью многих услуг и работ, считать услугу по содержанию полностью оказанной можно только по итогам года, и поскольку плата устанавливается минимум на год, при определении размера платы первоначально определяется годовая стоимость каждой работы (услуги), затем она делится на 12 месяцев и на общую площадь жилых и нежилых помещений в доме. В итоге после суммирования ставки платы по всем работам (услугам) получается размер платы за месяц в расчете на 1 кв. м площади помещения собственника.

Обратим внимание, что заполнить эту форму нужно применительно к каждому дому, даже если используются одинаковые параметры для группы МКД.

Сведения об использовании общего имущества

Форма 2.5 содержит множество полей, однако заполнять их нужно в рамках раскрытия информации об управлении МКД при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, объект должен быть передан в пользование третьим лицам, причем неважно, в платное или безвозмездное (если объект не передан в пользование никому, а используется самими собственниками помещений в связи с пользованием самими помещениями, нет смысла перечислять такие объекты).

Во-вторых, представители управляющего МКД должны участвовать в общих собраниях, на которых принимается решение о передаче общего имущества в пользование, и (или) УК должна быть наделена правом заключать договоры с пользователями общего имущества. В этом случае подробно описываются все обстоятельства, связанные с передачей общего имущества третьим лицам. Если же управляющий не принимал участие в собрании и не вступил в отношения с пользователем общего имущества, заполнить нужно только первую часть формы (строки 1 - 4), в которой лишь описан элемент общего имущества, переданный в пользование (наименование, назначение, площадь).

Информация об общих собраниях собственников помещений…

…раскрывается также только в случае участия в данных собраниях должностных лиц УК, ТСЖ, ЖСК. У управляющих возникает вопрос о том, за какой период должны быть размещены данные на сайте www.reformagkh.ru. Прежде всего, необходимо сказать, что до 01.12.2014 следовало публиковать только протоколы общих собраний членов ТСЖ и кооперативов. Требование раскрытия информации об общих собраниях собственников помещений появилось в Стандарте раскрытия информации с 01.12.2014, соответственно, оно применяется в отношении собраний, проведенных с этой даты. Таким образом, если на сайте сохранились данные о собраниях, проведенных в период с 01.12.2014, в новой форме нужно раскрывать сведения о новых собраниях. Кстати, известно, что некоторые управляющие, желающие подстраховаться перед проверкой лицензионных требований, разместили на интернет-сайте электронные копии протоколов всех собраний, проведенных в период управления.

Отчет об исполнении УК договора управления

Пожалуй, это самая интересная форма. Ведь именно по ней УК теперь должна отчитываться перед собственниками помещений на всех источниках раскрытия информации (и дополнительно по иной форме, если она утверждена заключенным договором управления). В данном отчете приводится информация отдельно по каждому МКД за истекший календарный год, которая раскрывается в течение I квартала следующего года (п. 9 (3) Стандарта раскрытия информации ). Значит, если отчет за 2014 год был размещен на сайте www.reformagkh.ru вовремя и сохранился при проведении технических работ, следующий отчет будет опубликован только по итогам 2015 года.

Обратим внимание, что форма состоит из нескольких разделов, которые укрупненно можно объединить в три группы:

  • информация об услугах и работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества;
  • информация о коммунальных услугах;
  • информация о ведении претензионно-исковой работы в отношении потребителей-должников.
Содержание и текущий ремонт

Начнем с содержания и текущего ремонта общего имущества. Подчеркнем, что при раскрытии большинства показателей допускается указание нулевых значений. В первую очередь раскрывается информация об авансовых платежах и задолженности потребителей как на начало, так и на конец отчетного периода. Под авансовыми платежами следует понимать суммы, фактически внесенные потребителями в размере, превышающем начисления. Соответственно, задолженность потребителей - это превышение начисления платы над фактически внесенными платежами. Поскольку плата за жилое помещение и коммунальные услуги начисляется в конце месяца, а большинство потребителей вносят ее в начале следующего месяца в соответствии с законом и договором, в учете на конец отчетного периода будет числиться задолженность в размере месячной платы. Кстати, важно понимать, что некоторые потребители могут иметь задолженность, а некоторые - вносить предоплату. Поэтому в отчете могут быть заполнены оба поля одновременно. Впрочем, такая информация и должна быть в бухучете, даже если в бухгалтерской программе принят единый контрагент «население», а аналитический учет по собственникам помещений организован в другом программном продукте или вовсе передан на аутсорсинг .

Особое внимание следует обратить на такой показатель, как переходящие остатки денежных средств на начало отчетного периода. В порядке заполнения данного поля указано, что здесь имеется в виду сумма не использованных за предыдущий отчетный период денежных средств по многоквартирному дому, образованная вследствие внесения платы потребителями за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и перешедшая на текущий (последующий) отчетный период . Аналогичным образом раскрывается показатель на конец отчетного периода. Представляется, что речь идет о суммах сборов в некие фонды (к примеру, в фонд текущего ремонта, созданный по решению общего собрания и подробно описанный в договоре управления), которые заведомо будут использованы в другом отчетном периоде. Особенно актуальной эта статья раскрытия информации может быть для некоммерческих объединений граждан. Причем в ней необходимо отражать фактически внесенные (а не начисленные, предъявленные к уплате в платежных документах) суммы, переходящие с одного периода на другой.

Далее необходимо указать суммы, начисленные за год потребителям в данном МКД за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества, общей суммой (имеются в виду суммы, выставленные потребителям к уплате в платежных документах) и с разбивкой по видам услуг: отдельно за содержание дома, текущий ремонт, услуги управления. Такой подход лишний раз подтверждает, что услуга управления МКД должна быть обособлена в договоре. Вместе с тем справедливости ради нужно отметить, что любой из трех показателей может быть равен нулю (в пояснении сказано: допускается указание нулевого значения ).

Следующий показатель - общий размер полученных денежных средств за отчетный период по МКД за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту. Его нужно распределить, но не по видам услуг, как начисления, а по видам поступлений (любой показатель может быть нулевым):

  • денежные средства от собственников, нанимателей помещений;
  • целевые взносы от собственников, нанимателей помещений;
  • субсидии;
  • денежные средства от использования общего имущества;
  • прочие поступления.
Эти сведения отражают только фактическое движение денежных средств, предназначенных для оказания услуг и текущего ремонта общего имущества. В частности, раскрыть данные о поступлениях от использования общего имущества нужно только в части, предназначенной для оплаты содержания общего имущества (здесь не надо показывать суммы, поступившие от арендатора и причитающиеся УК в качестве вознаграждения согласно решению общего собрания собственников помещений или направленные на пополнение фонда капитального ремонта за счет доходов от аренды общего имущества).

Возникает вопрос: чем денежные средства, поступающие от собственников, отличаются от целевых взносов собственников помещений? Вероятнее всего, целевые взносы имеют место только у ТСЖ и ЖСК, в отличие от УК, у которой все поступления от собственников и нанимателей помещений являются платой за услуги.

В строке 17 «Всего денежных средств с учетом остатков» формы 2.8 следует привести сумму полученных денежных средств за услуги (работы) по содержанию общего имущества в МКД за отчетный период по дому с учетом авансовых платежей потребителей и не использованных в таком периоде средств. Представляется, что здесь имеется в виду общая сумма денежных средств, фактически полученных УК в свое распоряжение на цели содержания конкретного дома, которая складывается из авансовых платежей потребителей на начало отчетного периода (строка 4), переходящих остатков денежных средств на начало периода (строка 5) и поступлений (строка 11).

В следующих строках отражается информация об оказанных услугах и выполненных работах. В строке 21 указывают наименование работ (услуг), в строке 22 - их годовую фактическую стоимость. Эти показатели, по всей вероятности, должны соотноситься с данными из формы 2.3, где также приводятся наименование работ (услуг) и их стоимость, но не фактическая, а плановая. На основании плановой стоимости устанавливаются размер платы за содержание и ремонт общего имущества, размер начислений. Что же понимается под фактической стоимостью? Некоторые эксперты полагают, что речь идет о фактических затратах УК на выполнение работ, оказание услуг. Однако позволим себе не согласиться с данным подходом. Мы убеждены, что УК не обязана отчитываться перед собственниками помещений за фактический размер расходов, понесенных в связи с содержанием и ремонтом конкретного дома (такая информация раскрывается применительно ко всей организации в целом). Действительно, повышение расценок на подрядные работы, цен материалов, ГСМ, налоговых ставок не является основанием для повышения размера платы (УК вправе лишь предложить собственникам изменить цену договора, но те не обязаны соглашаться), который напрямую соотносится с плановой стоимостью работ, услуг. Точно так же экономия УК на расходах не признается основанием для снижения размера платы, соответственно, не лежит в сфере интересов собственников помещений. Фактический показатель может отличаться от планового в меньшую сторону в связи с официально проведенными перерасчетами (по причине оказания услуг ненадлежащего качества или с недопустимыми перерывами - сумма перерасчета указывается ниже в строке 30), в большую - в связи с повышением размера платы в течение календарного года. В то же время ТСЖ может и даже обязано раскрыть информацию о реальных затратах на содержание и текущий ремонт общего имущества.

Затем необходимо детализировать информацию по каждой работе (услуге), приведенной в строке 21, а именно указать наименование, периодичность выполнения (оказания) (например, раз в год, по мере необходимости, еженедельно, ежедневно и пр.), единицу измерения, стоимость на единицу измерения. В пояснении отмечено, что последние из названных показателей заполняются при наличии информации по детализированной работе (услуге).

Коммунальные услуги

Далее переходим к коммунальным услугам. Здесь также нужно начать с указания авансовых платежей, задолженности потребителей на начало и конец отчетного периода, а также переходящих остатков. Представляется, что под переходящими остатками можно понимать суммы, начисляемые и вносимые потребителями в счет оказания услуг в следующем году (такое возможно в случае начисления платы за отопление по прежним правилам с последующей корректировкой). Ниже придется раскрыть информацию в разрезе каждой коммунальной услуги отдельно. В сноске к форме 2.8 указано, что этот раздел управляющий заполняет, если он является исполнителем коммунальной услуги для потребителей в МКД. Как уже говорилось в начале статьи, переход на прямые расчеты по решению собственников помещений не снимает с управляющего статус исполнителя услуг, как и отсутствие договора ресурсоснабжения, если управляющий сам начисляет и собирает плату за коммунальные услуги.

На что следует обратить внимание ТСЖ?

Приведенные сведения имеют особую актуальность для УК, поскольку соблюдение Стандарта раскрытия информации рассматривается как лицензионное требование. Однако в полной мере данный документ распространяется и на ТСЖ (ТСН), ЖСК, иные кооперативы, осуществляющие управление МКД. Они обязаны раскрывать тот же объем информации, что и УК, плюс дополнительно публиковать годовые сметы доходов и расходов (строка 17 формы 1.1), а также отчет об их исполнении (строка 18 формы 1.1) применительно к товариществу, кооперативу в целом. Также дополнительно в составе общей информации о компании следует раскрывать устав некоммерческого объединения граждан (строка 34 формы 1.1).

Интересно, что согласно пп. «и» п. 3 , п. 3 (1) Стандарта раскрытия информации отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год раскрывается в отношении каждого дома, управление которым осуществляет товарищество, кооператив. Однако в форме 2.8 нет места для прикрепления такого отчета, что необходимо, если ТСЖ управляет несколькими МКД и публикует общую смету доходов и расходов по своей деятельности и отчет о ее исполнении. Но в любом случае все показатели из формы 2.8 должны быть заполнены каждым управляющим: УК, ТСЖ, ЖСК.

Вступившие в силу формы раскрытия информации о деятельности по управлению МКД должны облегчить работу управляющим МКД, поскольку они содержат конкретные требования. Ранее инспекторы на местах, пользуясь правовым вакуумом, выдвигали самые разнообразные и не всегда обоснованные претензии к раскрытию информации в новом объеме по прежним формам на сайте www.reformagkh.ru.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Подробнее см. раздел «Аналитический учет по счету 62» в статье Е. А. Пещерской «Принципы бухгалтерского учета в ЖКХ» (№ 1, 2015, стр. 20).

Как известно, 8 мая 2015 года приказ Минстроя РФ №882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами » был зарегистрирован в Минюсте и с 25 числа вступил в силу.

Этот приказ содержит в себе список из 13 форм, которые согласно п.2 Постановления Правительства РФ №988 от 27.09.2014 г. «О внесении изменений в стандарт раскрытия информации… » должны быть заполнены и размещены в электронном виде на сайте Реформа ЖКХ, и на стенде в офисе управляющей компании в печатной форме.

Иными словами, теперь вся информация о деятельности вашей компании должна быть открытой и прозрачной не только для проверяющих органов, но и для жильцов, обсуживающихся в данной УК. Причем, выкладывается информация не в произвольном формате как раньше, а в утвержденных для этого Минстроем формах.

Формы должны быть заполнены как в электронном виде и так распечатаны на бумаге. Бумажным вариантом необходимо оформить информационный стенд в офисе вашей компании. Электронный вариант будет храниться на сайте Реформа ЖКК и на . Итак, подробнее об этих формах.

Форма рождает содержание

Все формы с пометкой 1 касаются непосредственно деятельности вашей управляющей компании. А формы с пометкой 2 касаются уже непосредственно сведений о каждом МКД. Учтите, что все формы, начинающиеся с 2 , заполняются по каждому отдельному многоквартирному дому .

Где и как заполнять формы

Как мы уже говорили раньше формы заполняются в 3 местах (Реформа ЖКХ, сайт УК, стенды). Давайте подробней остановимся на том, как заполнить все эти формы на сайте Реформа ЖКХ. Во-первых, нужно там зарегистрироваться. После регистрации вам откроется личный кабинет для заполнения персональных данных.

Справа будет кнопочка «Перейти к раскрытию информации». Щелкнув по ней, вы подаете заявку на регистрацию своей УК. После ее одобрения и утверждения, вам откроется «Рабочая область», в которой, собственно и будет происходить весь рабочий процесс. Обратите внимание, что вам должен быть присвоен на сайте статус Администратор УО, чтобы вы могли вносить и корректировать свои данные.

Теперь переходим непосредственно в «Рабочую область». Слева от вас расположена панель с разделами. Вам нужно перейти в раздел «Раскрытие информации». В подразделе «Управление операторами» нужно указать название вашей УК, ИНН, свое имя и адрес электронной почты.

Далее переходим во второй подраздел «Мои организации». Здесь откроется Анкета организации, в которой нужно заполнить все указанные поля, особенно помеченные *. Слева у вас опять будет панель с подразделами «Реквизиты», «Общие сведения», «Основные финансовые показатели», «Нарушения», «Лицензии», «Архив анкет».

По всем этим подразделам нужно пощелкать и заполнить все указанные графы. После заполнения не забудьте сохранить свои действия.

В подразделе «Мои дома» указывается информацию уже по всем МКД, которыми вы управляете. Откроется вкладка «Анкета дома». Слева вновь будет доступна панель «Паспорт» с подразделами: «Общие сведения», «Конструктивные элементы», «Инженерные системы», «Лифты», «Приборы учеты».

По всем этим вкладкам нужно будет пройтись и заполнить все предложенные графы. Вносите столько домов, сколько числится у вас по договорам. По каждому дому информация заполняется в отдельности. Ни одно поле не должно оставаться незаполненным.

Далее заполняем все графы в разделах «Управление», «Выполняемые работы/услуги», «Коммунальные услуги», «Общее имущество», «Сведения о капитальном ремонте» и «Общие собрания собственников». Когда закончите с первым домом, переходите ко второму. И так до конца.

Раздел «Отчеты по управлению». Здесь тоже есть свои подкатегории, обязательные к заполнению. Пройдитесь по всем подразделам «Общая информация», «Выполняемые работы/услуги», «Претензии по качеству работ», «Объемы по коммунальным услугам», «Коммунальные услуги», «Претензионно-исковая работа». Это отчетные документы, поэтому здесь вам необходимо предоставить информацию о проделанной или предстоящей работе.

Ну и последний в данной категории раздел «Архив анкет» требует от вас внесения информации о прошедших отчетных квартальных и годовых периодах. То есть, вносится вся та же самая информация по каждому дому, что и в предыдущих разделах, но с отсылкой к закрытым отчетным периодам.

Дальше есть вкладка «Дополнительно». Здесь необходимо указать историю управления каждым домом в одноименной вкладке. То есть, в предоставляемых для заполнения графах прописать субъект, его адрес, название своей УК, общедомовую площадь, дату начала и прекращения управления по договору. И так по каждому отдельному МКД в вашем ведомстве.

Если какой-то из ваших домов перешел в другую УК или, наоборот, пришел к вам из какой-то управляющей компании, то это тоже нужно обязательно указать. Для этого есть специальный подраздел «Передача управления».

Вот вроде бы и все, что нужно заполнить. Да, это долгая, кропотливая и утомительная работа. Но заполнив единожды все эти поля, вы сможете заполучить всю информацию на свой сайт УК через интеграцию с нашей платформой, а также распечатать все заполненные формы на бумаге.

Вся работа происходит в автоматическом режиме, больше не придется вбивать ничего вручную.

> Здравствуйте, А1-7! Объясните, пожалуйста, порядок заполнения некоторых строк формы 2.8 отчета управляющей компании о выполнении договора управления. Я хочу понять и сверить информацию, размещенную УК на сайте Реформа ЖКХ, о выполненных работах по содержанию и текущему ремонту в МКД за 2015г. (…). Конкретно меня интересует заполнение формы по строкам 21-22, а затем расшифровка работ из этих строк по строкам 23-26. В отчете управляющей компании, размещенном на официальном сайте в Интернете «реформа ЖКХ», я не обнаружил ни одной детализированной работы, выраженной в натуральных показателях – ни квадратного, ни погонного, ни кубического метра, ни часов – работы измерены «штуками». То же самое обнаружил и в отчетах некоторых УК городов РУ. Но без этой информации исключается возможность понять и проверить объемы работ в натуральных показателях!

    Здравствуйте, Александр!

    Фактические объёмы работ по содержанию и ремонту жилья в натуральных единицах измерения здесь действительно не показываются. Очевидно, это так и задумано разработчиками данного отчёта.

    Что показывается по содержанию и ремонту жилья:
    Наименование работы - Исполнитель - Периодичность.

    Что показывается по коммунальным услугам:
    Объёмы в форме показываются.

    Показывается также движение денежных средств, техническая информация о доме, что можно отнести к достоинствам данного отчёта.

> Есть вопрос по самой форме. Что может означать в графе формы «дополнительное описание» пояснение «Заполняется при наличии информации по детализированной работе»? Разве в ПП РФ №731 о стандарте раскрытия информации содержится хотя бы намек на необязательность для УК иметь это «наличие» относительно какой-то информации? Может быть, эта необязательность отнесена разработчиками формы только к тем работам, которые не имеют размерности ни метрической, ни во времени, но не ко всем работам по усмотрению УК? Еще вопросы.
    В данном случае «неустранимые сомнения» будут трактоваться в пользу стороны, принимающей данные отчёты. Соответственно, разъяснения мог бы дать «Фонд содействия реформированию ЖКХ».
> - существует ли инструкция или рекомендации по заполнению упомянутой формы?
    Официальных не встречал.
> - не имеете ли Вы возможности ознакомить с образцом реального заполнения формы по строкам 21 – 26?
    Могу сделать анализ отчёта на основании присланных исходных данных. На договорной основе. Укажу на недостатки и спорные моменты в отчётах, если они есть. Данная информация может быть полезной при проведении общих собраний, при взаимодействии с УК, при планировании изменений.

    Окончательная цена будет названа после ознакомления с объёмом присланной документации и поставленными Вами целями анализа.

    С практической точки зрения интерес также представляет анализ показателей в динамике. Соответственно, отчёты лучше брать за ряд лет. И брать весь имеющийся спектр доступной Вам отчётности (разные формы).

    Опыт данной работы имеется. Кто заинтересован, прошу писать на e-mail.

> - не получила ли УК основания для отказа от включения в договор управления отчета о выполнении договора за отчетный период по форме, установленной Приказом Минстроя РФ от31. 07. 2014 №411/пр, в связи с включением такого отчета в форму 2.8 раскрытия информации, установленной через полгода Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр?
    Обязательность предусмотрена ч. 11 ст. 162 ЖК РФ. Его форма является предметом договора. Строго говоря, УК и раньше не обязана была применять форму по Приказу №411/пр, т.к. она названа «примерной». Но после издания второго приказа значение первого снизилось ещё больше, хотя он не отменён.

    «Раскрытие информации» является обособленным процессом. Поэтому и изданы отдельные инструкции, специальные формы.

    Они просто разные, эти формы:
    Приказ №411/пр - «Примерная форма отчёта управляющей организации».
    Приказ №882/пр - «Формы раскрытия информации управляющими организациями».

> Спасибо. Александр.
    Пожалуйста.
Форма 1. Информация об управляющей организации, товариществе, кооперативе
Форма 1.1. Общая информация об управляющей организации, товариществе, кооперативе
№ п/п Наименование параметра Ед. изм. Значение
1. 27.05.2015г /04.06.2015г/30.12.2015г/19.05.2016г./ 06.02.2018г.
Общая информация об организации
2. Фирменное наименование юридического лица (согласно уставу организации) Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «ЖКХ Верх-Тулинское»
3. Сокращенное наименование ООО УК «ЖКХ Верх-Тулинское»
4. ФИО руководителя Волк Светлана Евгеньевна
5. Основной государственный регистрационный номер / основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРН/ ОГРНИП) 1125476086450
6. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 5433188961
7. Место государственной регистрации юридического лиц (юридический адрес)
8. Почтовый адрес обл. Новосибирская, р-н. Новосибирский, с. Верх-Тула, ул. Советская, д. 3
9. Адрес электронной почты [email protected]
10. Официальный сайт в сети Интернет сайт
11. Адрес фактического местонахождения органов управления обл. Новосибирская, р-н. Новосибирский, с. Верх-Тула, ул. Советская, д. 3
12. Контактные телефоны, факс 2933-248 Бухгалтерия 2933-146 Приемная 2933-184 Касса
13. Режим работы, в т. ч. часы личного приема граждан

Суббота, воскресенье выходной

Касса работает каждую вторую субботу месяца с 8-00 до 12-00 без обеда

Прием граждан пятница с 10-00 до 12-00.

14. Сведения о работе диспетчерской службы: Понедельник с 8-00 до 17-00 обеденный перерыв с 12-00 до 13-00 Вторник с 8-00 до 17-00 обеденный перерыв с 12-00 до 13-00 Среда с 8-00 до 17-00 обеденный перерыв с 12-00 до 13-00 Четверг с 8-00 до 17-00 обеденный перерыв с 12-00 до 13-00 Пятница с 8-00 до 14-00 без обеда

Суббота, воскресенье выходной

15. — адрес обл.Новосибирская, р-н. Новосибирский, с. Верх-Тула, ул. Советская, д. 3
16. контактные телефоны 2933-221 Диспетчерская ООО УК «ЖКХ Верх-Тулинское». 2933-966 Единая Диспетчерская Служба
17. — режим работы Понедельник с 8-00 до 17-00 обеденный перерыв с 12-00 до 13-00 Вторник с 8-00 до 17-00 обеденный перерыв с 12-00 до 13-00 Среда с 8-00 до 17-00 обеденный перерыв с 12-00 до 13-00 Четверг с 8-00 до 17-00 обеденный перерыв с 12-00 до 13-00 Пятница с 8-00 до 14-00 без обеда Суббота, воскресенье выходной
18. Доля участия субъекта Российской Федерации в уставном капитале организации % 0
19. Доля участия муниципального образования в уставном капитале организации % 0
20. Количество домов, находящихся в управлении ед. 5
21. Площадь домов, находящихся в управлении кв.м. 10785,3
22. Штатная численность (определяется по количеству заключенных трудовых договоров), в т.ч. административный персонал, инженеры, рабочие чел. 16
23. Устав товарищества собственников жилья или кооператива
Сведения о лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (заполняется для каждой лицензии)
24. Номер лицензии 054-000031
25. Дата получения лицензии 17 апреля 2015г.
26. Орган, выдавший лицензию Государственная жилищная инспекция Новосибирской области
27. Документ лицензии
28. Документ приложения к лицензии нет
Форма 1.2. Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, товарищества, кооператива
№ п/п Наименование параметра Ед. изм. Значение
1. Дата заполнения/внесения изменений 27.05.2015г/19.05.2016г/ 16.01.2017г./ 23.03.2017г/ 22.02.2018г
2. Дата начала отчетного периода 01.01.2015г
3. Дата конца отчетного периода 31.12.2015
Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности
4. Годовая бухгалтерская отчетность Бухгалтерский баланс 2014г
5. Сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) руб. 2015г.
6. Сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) руб. 2015г
7. Общая задолженность управляющей организации (индивидуального предпринимателя) перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, в том числе: руб. 0
8. — тепловая энергия, в том числе: руб. 0
9. — тепловая энергия для нужд отопления руб. 0
10. — тепловая энергия для нужд горячего водоснабжения руб. 0
11. — холодная вода руб. 0
12. — водоотведение руб. 0
13. — поставка газа руб. 0
14. — электрическая энергия руб. 0
15. — прочие ресурсы (услуги) руб. 0
16. Смета доходов и расходов товарищества или кооператива
17. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива
Форма 1.3. Информация о привлечении управляющих организаций, товариществ, кооперативов, должностных лиц указанных организаций, товариществ, кооперативов к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами
№ п/п Наименование параметра Ед. изм. Значение
1. Дата заполнения/внесения изменений 27.05.2015г/16.01.2017г./03.07.2017г
2. Дата привлечения к административной ответственности 1) 08.08.2016г.
3. Лицо, привлеченное к административной ответственности ООО УК «ЖКХ Верх-Тулинсоке»
4. Предмет административного нарушения 1.Не обеспечено исправное состояние кровли.
2. Не обеспечено проведение профилактических испытаний питающих и распределительных сетей электроустановки дома.
3. Не обеспечена исправность герметизации швов кирпичной кладки наружной стены.Часть 2 статьи 14.1.3 КОАП: Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Сумма штрафа от 50000 до 300000 руб.
5. Наименование контролирующего органа Государственная жилищная инспекция НСО.
6. Количество выявленных нарушений ед. 2
7. Сумма штрафа руб. 1) 250 000
8. Документ о применении мер административного воздействия Постановление о назначении административного правонарушения от 08.08.2016г Дело №5-453/16-2
9. Мероприятия, принятые для устранения нарушений, и результаты административного воздействия 1). 1. Заделка шва вокруг вентиляционной трубы цементным раствором.
2. Заделка швов кирпичной кладки наружной стены дома в районе квартиры №10 раствором.
3. Заделка швов в кирпичной кладке наружной стороны квартиры №10.
4. Заделка шва на шифере герметиком силиконовым в районе квартиры №10-12.
5. Заделка трещины на шифере герметиком водонипроницаемым
Согласно актов выполненных работ.2) Часть 2 статьи 14.1.3 КОАП: Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Сумма штрафа от 50000 до 300000 руб.
Форма 1.4. Перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляют управляющая организация, товарищество, кооператив
№ п/п Наименование параметра Ед. изм. Значение
1. Адрес многоквартирного дома
2. Основание управления 1.Договор управления с. Верх-Тула ул.1 квартал д.2 2.Договор управления с. Верх-Тула ул.2 квартал д.3

3.Договор управления с. Верх-Тула ул. Рабочая д.10

5.Договор управления п. Тулинский ул. Мира д.1А

3. Дата начала управления
Форма 1.5. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления с управляющей организацией были расторгнуты в предыдущем календарном году, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем календарном году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем календарном году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества
№ п/п Наименование параметра Ед. изм. Значение
1. Адрес многоквартирного дома 1. ул. Жилмассив д.12

2. ул.Жилмассив д.11

3. ул.Рабочая д.26

4. ул. Микрорайон Радужный д.17/1

2. Дата начала управления 1. 01.12.2014г

4. 22.04. 2015г.

3. Дата окончания управления 1. 23.12.2015г

4. 06.06.2017г.

4. Основание окончания управления Протокол 07 от 23.12.2015г Жилмассив 12

Протокол №01 от 05.02.16г. ж.м.11 , ) (ссылки)

Форма 2.1. Общие сведения о многоквартирном доме

Форма 2.2. Сведения об основных конструктивных элементах многоквартирного дома, оборудовании и системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме

Форма 2.3. Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом

Форма 2.4. Сведения об оказываемых коммунальных услугах

Форма 2.5. Сведения об использовании общего имущества в многоквартирном доме

Форма 2.6. Сведения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме

Форма 2.7. Сведения о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме

Форма 2.8. Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: