Серая карта для баланса. Ручной режим лучше автоматического

Серая карта (grey card) – фотоаксессуар с неявной полезностью для любителей и однозначной функциональностью для профессионалов. Чаще всего используется для правильной установки баланса белого (ББ).

Почему серая при работе над балансом белого ? Нейтральный белый найти практически невозможно; серая же карта является эталоном средне-серого тона (18% серый находится ровно посередине между белым и черным, если принять весь диапазон яркостей равным пяти ступеням). Ее можно использовать в качестве точки отсчета, в «привязке» к которой будут выстроены остальные цвета.

Используя настройку дневного света, все фотографии, преобладающе освещенные лампами, появились на фотографиях с более теплыми, оранжевыми цветами. С другой стороны, при использовании вольфрамовой установки все места, где есть естественный свет, стали более голубоватыми.

Решение состоит в том, чтобы установить ручное значение баланса белого, как упоминалось ранее, путем размещения объекта для фотографирования в наиболее важном свете сцены. Другой способ справиться с этой проблемой - изменить освещение, чтобы все огни имели один и тот же цвет.

В пленочное время серую карту использовали чаще для определения правильной экспозиции. "Серыми" карты Kodak стали где-то в начале 1950-х годов; до того Kodak рекомендовал для определения правильной экспозиции использовать желтый конверт от фотобумаги Кодак. Методика, однако, очень похожа на советы по использованию серой карты: «Расположите конверт из-под фотобумаги Eastman перед снимаемым объектом. Поднесите экспонометр к конверту, не закрывая его тенью, и считайте показания» (Kodak Reference Handbook 1941 года). Путаница (серая или желтая правильнее и лучше?) усугублялась тем, что фотоаппараты меряют экспозицию, исходя из 12% серого, а карты имеют 18% серый – разница в полступени. Я не использую серую карту при экспозамере. Однако, правильная экспонометрия в современных цифровых фотоаппаратах прямо связана с правильностью цветового баланса, поэтому используя серую карту для установки баланса белого, вы обязательно поможете экспонометру.

Хотя правильная практика получения правильного баланса белого на камере для правильной оценки успеха изображения, то же самое не существенно при съемке. Необработанные файлы имеют всю доступную информацию о цвете и балансе белого и могут быть отрегулированы правильно одним щелчком мыши.

Кроме того, у вас есть список предустановленных настроек баланса белого и настройка каждой фотографии по мере. Проблемы начинаются, когда у вас нет нейтральной области на фотографии или на фотосессии. Но для этого просто добавьте фотографию своей серой карты в начале каждой сессии и внесите все настройки на основе параметров карты.

Серая карта в качестве инструмента для правильного баланса белого настоятельно рекомендуется, хотя и требует дополнительных телодвижений, времени и усилий. Но сначала чуть-чуть лирики.

Цвет, как его видит человек – это свет, отраженный от объекта. Свет от различных источников (солнце, луна, лампа, вспышка) отражается от объекта и воспринимается человеческим глазом, который передает информацию в мозг. Однозначного ответа, что и как там происходит до сих пор не найдено (см. Цвет: философские вопросы), но для этой статьи примем, что яблоко может быть красным, зеленым или желтым в зависимости от того, какие волны света отражаются от его поверхности в большей степени.

Всегда смотрите нейтральную фотографию

Многие фотографы всегда ищут сбалансированный баланс белого и забывают, что фотография не обязательно должна быть нейтральной. Удаление всего тепла, которое свет от свечи приносит на фото, несомненно, полностью разрушит атмосферу, созданную таким светом.

Использование баланса белого в качестве художественного инструмента очень ценно. Баланс белого - это процесс удаления нереальных цветов, чтобы белые объекты выглядели белыми на наших глазах. Правильный баланс белого должен учитывать «цветовую температуру» источника света, которая относится к тому, как источник света «горячий» или «холодный». Наши глаза очень хорошо обучены, чтобы судить о том, что является белым в разных ситуациях света, но цифровым камерам обычно бывает очень сложно сделать это, используя автоматическую настройку белого.

Мозг интерпретирует полученную зрительную информацию, и мы видим цвет близким к тому, каким он должен быть – хотя в реальности оттенки меняются в зависимости от цветового тона источника света. Лист бумаги для человеческого глаза останется белым; в реальности же в офисе под флюоресцентным светом он будет отдавать в синеву, под ярким солнцем он может иметь желтоватый оттенок, в комнате с лампами накаливания оттенок уйдет в красный. Человеческий глаз способен адаптироваться к изменению источника освещения и видеть цвета более или менее одинаковыми в разных условиях. Глаза и мозг непрерывно подстраивают "баланс белого". А у фотоаппарата возможности самостоятельно адаптироваться нет, он будет видеть все "как есть".

Неправильный баланс белого может генерировать «промытые» изображения синим, оранжевым и даже зеленым; которые нереальны и могут даже испортить фотографии. Чтобы сделать белые настройки в традиционной фотографии, необходимо использовать фильтры или фильмы для различных условий освещения, но, к счастью, это больше не нужно для цифровой фотографии.

Введение: Цветовая температура

Цветовая температура описывает спектр облученного света черного тела при данной температуре. Черное тело - это в основном объект, поглощающий весь свет, который падает на него, - не позволяя ему отражаться или пересекать его. Очень упрощенная аналогия с тем, что может быть черным телом в нашей повседневной жизни, - это нагрев металла или камня: мы говорим, что они становятся красными, когда они достигают определенной температуры, а затем белые, когда они еще теплее. Точно так же черные тела при разных температурах также имеют различные цветовые температуры «белого света».

Соответственно, технике нужно помочь. Суть в том, что нужен эталонный цвет в изображении. Серая карта, учитывая отраженный свет и его цветовой тон, легко выполняет эту функцию. Фотоаппарат и компьютер способны по изображению серой карты определить, какие цвета отражаются сильнее, и внести соответствующие поправки, делая их «правильными»: белый – белым, серый – серым, кожу – естественной, траву - зеленой. Осознанные «ошибки» ББ - например, подчеркивание закатного золотого солнца – оставим для отдельной статьи.

Вопреки тому, что может указывать имя, «белый» не обязательно означает, что свет содержит равное распределение цветов по видимому спектру. Относительная интенсивность была нормирована для каждой температуры. По мере увеличения цветовой температуры распределение цвета становится холоднее. Это может показаться не очень интуитивным, но это связано с тем, что более короткие длины волн содержат больше энергии.

Почему цветовая температура является полезным описанием для фотографов, если они никогда не имеют дело с настоящими черными телами? К счастью, источники света, такие как лампы дневного света и вольфрама, производят распределение света подобно черным телам, хотя другие источники, такие как флуоресцентные лампы и большинство других видов освещения, совершенно разные. Поскольку фотографы никогда не используют термин цветовая температура для обозначения истинного черного тела, более правильным термином будет «корреляция цветовой температуры» черного тела аналогичного цвета.

Повторим: одним из способов выставления «правильного цвета» является включение в снимок эталонного цвета с заранее известным нейтральным значением (серой карты). Графический редактор/фотоаппарат способны привести цветовой баланс к правильному отображению эталона и «вытянуть» в соответствии с ним остальные цвета на фотографии.

Следующая таблица представляет собой корреляционное руководство между некоторыми цветовыми температурами и некоторыми общими источниками света. Поскольку некоторые источники света не похожи на черные тела, баланс белого использует переменную, отличную от цветовой температуры: зеленый-пурпурный сдвиг. Регулировка этого смещения часто не требуется при солнечном свете, но флуоресцентный свет и другие типы искусственного света могут потребовать большой настройки зеленого пурпурного цвета, чтобы результат конечного изображения был приемлемым.

Приняты два основных метода работы с серой картой: настройка непосредственно при съемке (многие фотоаппараты позволяют использовать снимок серой карты для установки пользовательского баланса белого прямо в фотоаппарате) и второй – при последующей обработке в графических редакторах (используется снимок с изображением серой карты).

К счастью, большинство цифровых камер полагаются на множество предустановленных значений для белых настроек, поэтому вам не нужно иметь дело с цветовой температурой или пурпурно-зеленым дрейфом во время фотосъемки. Наиболее распространенные символы для этих типов автоматической регулировки белого находятся в таблице слева.

С настройкой «Кельвин» вы можете рассказать о цветовой температуре в широком диапазоне. Остальные шесть настроек перечислены в порядке возрастания цветовой температуры, но многие камеры не имеют возможности «тени» для баланса белого. На некоторых камерах по-прежнему имеется опция «Флуоресцентный Н», которая используется для использования с новейшими люминесцентными лампами, которые откалиброваны для обеспечения света ближе к дневному свету.

Что лучше – постобработка или пользовательская настройка баланса белого? Серая карта отлично работает при постобработке, но я предпочитаю использовать настройку фотоаппарата. Во-первых, меньше времени уходит на обработку фотографий. Но главное: при съемке в искусственном освещении с правильно выставленным балансом белого намного точнее работает экспонометр фотоаппарата. Например, некоторые источники света обладают сильным красным тоном. При таком освещении и автоматическом балансе белого, проверка экспозиции по гистограмме может обмануть – фотографии покажутся переэкспонированными (красный сдвинет гистограмму вправо) и вы начнете компенсировать экспозицию, чтобы сдвинуть гистограмму левее, и в результате останетесь с недоэкспонированными (темными) фотографиями.

Описание и символы для перечисленных балансов белого - это только оценки для света, в котором они работают лучше всего. Фактически, «облачный» может давать лучшие результаты, чем «дневной свет» в зависимости от факторов, в которых снимается фотография, таких как время и высота.

Если все это не удается, и изображение по-прежнему не имеет правильного баланса белого при предварительном просмотре на компьютере, вы можете изменить настройки цветового баланса программы редактирования изображений, которые вы используете, чтобы удалить нежелательное преобладание цвета. Кроме того, вы можете использовать инструмент «Уровни», а с серой капельницей установите новый баланс белого. Эти методы следует избегать, поскольку они значительно уменьшают глубину бит исходного изображения.

Итак, действие первое: сделайте снимок, на котором будет присутствовать серая карта. Не стоит впихивать серую карту в каждый снимок – при одинаковом освещении можно использовать один референсный снимок для постобработки целой серии фотографий, сделанных в одинаковых услових освещения. Далее:

Установки пользовательского баланса белого в фотоаппарате (внутрикамерная настройка ББ)

Либо вы вводите значения температуры, пока изображение не будет иметь неправильный цвет, либо вы выбрали контрольную точку изображения. Даже если только одна из ваших фотографий имеет контрольную точку, вы можете использовать ее для многих других, которые могли быть сделаны в тех же условиях освещения.

Пользовательский баланс: как выбрать нейтральную ссылку

Нейтральная ссылка обычно используется для проектов, где цвет является критическим компонентом, или для ситуаций, когда уже известно, что будут проблемы с балансом белого. Нейтральные ссылки могут быть либо частью сцены, либо объектом, который вы берете с собой. Ниже приведен пример своевременной ссылки на сцену, которая могла бы посинеть, если бы ее там не было.

    Сфотографируйте серую карту рядом с объектом съемки так, чтобы она находилась в тех же условиях освещения, располагалась в центре кадра и занимала возможно большую его часть, чтобы фотоаппарат смог считать значения. Используйте автоматический баланс белого и P (программный автоматический) режим.

    В меню фотоаппарата выберите «пользовательский баланс белого». Фотоаппарат попросит указать на референсную фотографию. Выберите фотографию серой карты и подтвердите выбор, нажав “OK”.

    Сборные переносные ссылки намного точнее, так как вы всегда можете думать, что ссылка в сцене нейтральна, но это не так. Специальные нейтральные справочные карты для фотографии могут быть довольно дорогими и трудными для поиска, но также возможно создать один дом, который является достаточно приемлемым. Идеальная серая ссылка - это то, что отражает все цвета спектра таким же образом и может делать это постоянно в широком диапазоне цветовых температур. Пример серой ссылки показан ниже.

    Эти материалы являются недорогими и достаточно точными, хотя конкретные ссылки на фотографии, очевидно, лучше. Аппарат такого типа может использоваться для измерения как падающей, так и отраженной цветовой температуры освещенного объекта. Большинство ссылок измеряют отраженный свет, но есть устройства, такие как счетчик баланса белого или «Эксподиск», который может измерять падающий свет. Следует проявлять большую осторожность, когда используется ссылка, и сгенерированное изображение содержит много шума, так как щелчок на по-видимому серой области может фактически означать щелчок по области с цветными пикселями с шумом.

    В установках фотоаппарата выберите иконку пользовательского баланса белого (custom white balance ) – баланс белого установлен.

    Не забудьте при изменении освещения поменять настройки, а по окончании сессии сбросить их (по своему опыту знаю, что ничто так не портит фотографии, как забытые с прошлой сессии настройки).

Процедура для разных моделей фотоаппаратов подробно описана в соответствующих Руководствах по эксплуатации.

Примечания по автоматическому балансу белого

Если вы поддерживаете вашу программу редактирования, лучшим решением в таком случае является балансирование изображения с помощью «выборочной» пипетки или на основе нескольких пикселей, а не только одного. Некоторые предметы создают проблемы для автоматического устройства баланса белого камеры - даже при нормальных условиях дневного света. Примером может служить изображение, содержащее обилие слишком теплых или холодных цветов. На изображении ниже показана ситуация, когда объект преимущественно красный, и поэтому камера думает, что существует чрезмерное преобладание этого цвета, вызванное источником горячего света.

Установка баланса белого по серой карте при постобработке.

Я использую инструмент настройки баланса белого в Adobe Camera Raw независимо от того, в Raw или Jpeg сделан снимок. Если вы используете фотографию серой карты в качестве основы для последующей обработки настройки баланса белого в графическом редакторе, не обязательно, чтобы изображение карты было расположено по центру кадра и занимало большую часть кадра. Нужно чтобы ее было видно и чтобы она находилась в том же освещении, что и объект съемки.

Затем камера пытается компенсировать тот факт, что средний цвет изображения ближе к более нейтральному тону, но при этом вводится нежелательный синий тон в камни. Некоторые цифровые камеры более восприимчивы к этому, чем другие. Автоматический баланс белого камеры обычно более эффективен, когда фотография содержит хотя бы один белый элемент. Но, конечно, не изменяйте состав своей фотографии так, чтобы на кадре находился белый элемент; просто помните, что этот факт может вызвать проблемы с автоматическим балансом белого.

Без белой лодки на сцене ниже автоматического баланса белого камеры было бы ошибочно создать изображение со слегка более высокой цветовой температурой. Освещенные объекты с различными цветовыми температурами могут еще больше усложнить структуру при попытке баланса белого. В некоторых ситуациях может даже не быть «правильный» баланс белого, и это будет зависеть от того, где желательна цветопередача.

Схожий алгоритм используется в других графических редакторах.

Есть ситуации, в которых серая карта бесполезна: когда вы находитесь вдалеке от объекта съемки и не можете сфотографировать серую карту в том же освещении (например, при съемке сцены с галерки). В этом случае для настройки баланса белого можно использовать установки цветовой температуры. Сделайте пару снимков и оцените их на дисплее фотоаппарата: легче всего оценивать правильность баланса белого по оттенкам кожи и цвету волос. Меняйте значение цветовой температуры до достижения удовлетворительного результата. Окончательная правка – уже в графическом редакторе.

При смешанном свете автоматический баланс белого обычно вычисляет среднюю цветовую температуру для всей сцены и использует это значение для определения белого. Такой подход может быть даже приемлемым, но автоматический режим имеет тенденцию преувеличивать разницу в цветовых температурах для каждого источника света по сравнению с тем, что мы видим своими глазами.

Преувеличенные различия часто более очевидны, когда есть смесь внутреннего и внешнего света. Критические изображения могут потребовать разные белые колебания для каждой области света. С другой стороны, некоторые люди предпочитают «эффект», вызванный в этих случаях, и оставляют баланс таким, какой он есть.

При смешанном освещении выставить баланс белого может оказаться практически невозможно, с серой картой или без нее. В этих случаях остается только стараться максимально исправить ситуацию: передвиньте объект съемки в место, где освещение наиболее однородно (если фотографируете людей – постарайтесь, чтобы их лица были в однородном освещении). Иногда не остается ничего другого, как использовать мощную вспышку, способную перебить другое освещение. В таком случае – ставьте предустановку баланса белого – «со вспышкой».

Купить серую карту не сложно. Сложнее не потратить неразумно много. Из продукции среднего ценового диапазона (пользуюсь сам) могу посоветовать DigiGrey . Недорогие серые карты выпускают наши китайские друзья (встречал Mennon и Flama ).

При отсутствии серой карты можно использовать в прямом смысле «подручные» средства. Слышал, что перегородки сумок LowePro близки по цвету к среднесерому.

Но главное – не забывайте о балансе белого: возьмите за правило использовать «автоматический» ББ только в идеальных условиях. Чаще используйте заданные предустановки баланса белого (они есть практически в любом цифровом фотоаппарате) – помогите своей технике.

Вы наверняка уже слышали о таком аксессуаре фотографа, как серая карта. После прочтения этой статьи вы сможете решить, нужна ли вам серая карта и как ее использовать.

Серая карта представляет собой ткань, картон или пластик, окрашенные в серый цвет таким образом, чтобы отражать 18% падающего света. Серую карту выпускают самые различные производители фотооборудования, она может выпускаться в самых разнообразных вариантах и самой разнообразной величины.

Приобрести серую карту необходимого вам размера и дизайна можно в фотомагазинах, наиболее демократичные цены можно увидеть в китайских Интернет-магазинах или на Ebay. Я, например, не стал заморачиваться с приобретением фирменной серой карты Kodak, а купил у китайцев первую попавшуюся и ничуть об этом не жалею. Также серую карту вполне можно изготовить самостоятельно, если у вас есть Фотошоп и принтер, в Интернете есть достаточно уроков на эту тему.

Серая карта применяется с двумя основными целями: для настройки экспозиции и для настройки баланса белого при съемке.

Настройка экспозиции с помощью серой карты

Серая карта позволяет точно настроить экспозицию, так как ее способность отражать 18% падающего на не света идеальна для экспонометра. Для замера экспозиции по серой карте ее помещают на место предмета, который планируется снимать и переключают фотокамеру в режим точечного замера. Производят замер экспозиции в режиме приоритета диафрагмы (устанавливают нужную диафрагму и запоминаютвыдержку, которую предлагает фотоаппарат, а затем устанавливают эту выдержку в режиме М) или же в режиме М (корректируют выдержку при установленной диафрагме, ориентируясь на показания экспонометра в видоискателе фотоаппарата). Важно точно разместить карту - если вы фотографируете, например, портрет, то карту размещают на том месте, где будет лицо модели. Также очень важно, чтобы плоскость серой карты была перпендикулярна оптической оси объектива. После замера и выставления настроек в режиме М производят съемку, при необходимости внося поправки.

Настройка баланса белого с помощью серой карты

Серая карта может оказать неоценимую помощь в настройке баланса белого, особенно для сцен со сложным освещением. Меня она не раз выручала при съемке в клубах, когда я по каким-то причинам был вынужден снимать в JPEG и, соответственно, лишался возможности подправить баланс белого в редакторе.

Для установки баланса белого в фотокамере есть соответствующий режим. Посмотрите инструкцию к своему фотоаппарату, чтобы узнать, как его найти, а затем сделайте замер баланса белого по серой карте, поместив ее в те условия, к которых вы будет снимать. Здесь возможны два варианта:

  • вы замеряете баланс белого по серой карте, фотокамера запоминает настройки и вы снимаете всю серию;
  • вы просто фотографируете серую карту, а потом при постобработке выставляете баланс белого для всей последующей серии по этой фотографии (этот способ подходит только в том случае, если вы снимаете в RAW).

Вот для каких целей служит серая карта. Если у вас появится желание ее приобрести, напишите в комментариях - я дам вам ссылку на китайский интернет-магазин, где вы сможете заказать себе серую карту прямо с доставкой на дом по низкой цене.

Удачи вам и правильной экспозиции!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: