Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности. Проблемы информационной безопасности в россии

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д.

Защита информации - это процесс создания и использования в автоматизированных системах специальных механизмов, поддерживающих установленный статус ее защищенности .

В настоящее время всеобщей компьютеризации благополучие и даже жизнь многих людей зависят от обеспечения информационной безопасности множества компьютерных систем обработки информации, а также контроля и управления различными объектами. К таким объектам (их называют критическими) можно отнести системы телекоммуникаций, банковские системы, атомные станции, системы управления воздушным и наземным транспортом, а также системы обработки и хранения секретной и конфиденциальной информации.

Конфиденциальная информация - это субъективно - определяемая характеристика или свойство информации, указывающая на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемая способностью системы сохранять указанную информацию в тайне от субъектов, не имеющих полномочий доступа к ней. Конфиденциальная информация, которая может представлять интерес для конкурентов должна быть защищена . Сокрытие информации мотивируется не только перед страхом утечки конфиденциальных данных, но и попытки внести изменения в базы данных или рабочую документацию, что может привести не только к убыткам, но и остановить работу предприятия.

Для нормального и безопасного функционирования систем необходимо поддерживать их безопасность и целостность.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности , которая должна обеспечивать:

целостность данных - защиту от сбоев, ведущих к потере информации, а также неавторизованного создания или уничтожения данных;

конфиденциальность информации;

Компьютеры, часто объеденные в сеть, могут предоставлять доступ к колоссальному количеству самых разнообразных данных. Широкое развитие компьютерных сетей, интеграция их с информационными системами общего пользования помимо преимуществ порождает новые угрозы безопасности информации.

Причины возникновения новых угроз характеризуются :

сложностью и разновидностью, используемого программного и аппаратного обеспечения сетей;

большим числом узлов сети, участвующих в электронном обмене информацией, их территориальной распределенностью и отсутствием возможности контроля всех настроек;

доступностью информации систем внешним пользователям (клиентам, партнерам и пр.) из-за ее расположения на физически соединенных носителях.

Поэтому люди беспокоятся о безопасности информации и наличии рисков, связанных с автоматизацией и предоставлением гораздо большего доступа к конфиденциальным, персональным или другим критическим данным.

Электронные средства хранения даже более уязвимы, чем бумажные: размещенные на них можно и уничтожить, и скопировать, и незаметно видоизменить.

Число компьютерных преступлений растет - также увеличиваются масштабы компьютерных злоупотреблений. По оценке специалистов, ущерб от компьютерных преступлений увеличивается на 35 процентов в год . Одной из причин является сумма денег, полученная в результате преступления: в то время как ущерб от среднего компьютерного преступления составляет 560 тысяч долларов, при ограблении банка - всего лишь 19 тысяч долларов. По данным Миннесотского университета США, 93 процента компаний, лишившихся доступа к своим данным на срок более 10 дней покинули свой бизнес, причем половина из них заявила о своей несостоятельности немедленно.

Число служащих в организации, имеющих доступ к компьютерному оборудованию и информационной технологии, постоянно увеличивается. Доступ к информации больше не ограничивается только узким кругом лиц из верхнего руководства организации. Чем больше людей получают доступ к информационной технологии и компьютерному оборудованию, тем больше возникает возможностей для совершения компьютерных преступлений.

Компьютерным преступником может быть любой. И молодой хакер и служащий. Компьютерные преступления, совершенные служащими, составляют 70 - 80 процентов ежегодного ущерба, связанного с компьютерами.

Признаки компьютерных преступлений :

Кражи частей компьютеров;

Кражи программ;

Физическое разрушение оборудования;

Уничтожение данных или программ.

Это только самые очевидные признаки, на которые следует обратить внимание при выявлении компьютерных преступлений. Иногда эти признаки говорят о том, что преступление уже совершено, или что не выполняются меры защиты. Они также свидетельствуют о наличии уязвимых мест, и указывают, где находится брешь в защите.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре . Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий.

Действия, которые наносят ущерб информационной безопасности организации можно разделить на несколько категорий .

  • 1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями
  • 1.1. Целенаправленная кража уничтожение данных на рабочей станции или сервере;
  • 1.2. Повреждение данных пользователем в результате неосторожных действий.
  • 2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые хакерами
  • 2.1. Несанкционированное проникновение в компьютерные сети
  • 2.2. DOS - атаки

Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожение данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п. Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service - «отказ в обслуживании») - это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое - то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес - процессах компании - жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.

3. Компьютерные вирусы - это разновидность вредоносных программ, отличительной особенностью которых является способность к размножению, повреждению или полностью уничтожению данных .

Отдельная категория электронных методов воздействия - компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, Интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрата данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищением финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.

4. Спам (англ. spam) - сообщения, массово рассылаемые людям, не давшим согласие на их получение (относится к электронным письмам) .

Электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ;

Спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта;

Как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами (зачастую подобного рода события потерпевшие стараются не разглашать);

Вместе со спамом нередко удаляется корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям, опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других «грубых» методов фильтрации спама.

«Естественные» угрозы

На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс - мажорные обстоятельства и т.д.

Процесс информатизации общества наряду с положительными последствиями имеет и ряд отрицательных сторон. Ежегодно возрастает количество преступлений, в которых объектом преступных посягательств является информация, а также тех, где информация в свою очередь служит средством совершения преступлений.

1

Информационные процессы, происходящие повсеместно в современном мире, выдвигают на первый план, наряду с задачами эффективной обработки и передачи информации, важнейшую задачу обеспечения безопасности информации. Это объясняется ростом стоимости информации в условиях рынка, ее высокой уязвимостью и нередко значительным ущербом в результате ее несанкционированного использования. В статье рассматриваются научные подходы к понятию «информационная война», методы, которые используются в информационной войне и ее возможные последствия. Особое внимание в статье уделяется методам предотвращения угроз информационной безопасности. Представлены результаты авторского опроса пользователей сети Интернет, посредством которого выявлены основные угрозы информационной безопасности личности и методы их предотвращения; дана оценка эффективности используемых средств противодействия угрозам информационной безопасности.

информационная война

Интернет

средства массовой информации

информационная безопасность

1. Бибик, Л.Н., Дейнеко, С.В., Устинова, О.В. Роль средств массовой информации в современном обществе. [Текст] / Л.Н. Бибик, С.В. Дейнеко, О.В. Устинова // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №24 (353). С. 111-113.

2. Вирен, Г.В. Новые подходы к тематике и контенту информации российских СМИ. [Текст] / Г.В. Вирен / Альянс: Актуальные проблемы журналистиковедения и смежных областей знания: Сб. ст. / Отв. ред. В.И. Черед- ниченко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 348 с. С. 23-38.

3. Горева, О.М., Гордиевская, Е.Ф. Общественная безопасность – системообразующий фактор социального самочувствия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.сайт/118-14156

4. Карякин, В.В. Наступила эпоха следующего поколения войн - информационно-сетевых. // Независимое военное обозрение. 22.04.2011. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nvo.ng.ru/concepts/2011-04-22/1_new_wars.html

5. Лопатина, Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий. [Текст] / Н.В. Лопатина. М.: МГУКИ, 2002.

6. Лопатина, Н.В., Сладкова, О.Б. Информационная культура мегаполиса: единство многообразия. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-nett.com/2012/11/28/kultura-megapolisa.

7. Миронов, С.М. Правда является самый крепкий бастионом в информационных войнах. 02 октября 2008 / Народы России: Единство в многообразии. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.narodru.ru/article19179.html.

8. Панарин, И.Н. Информационная война и выборы. [Текст] М.: Городец, 2003. 416 с.

9. Устинова, О. В. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества. [Текст] // Общество и человек. 2014. №2 (8). С. 132-133.

10. Устинова, О.В., Соболев, С.Е. Роль современных информационных технологий в жизни общества. [Текст] / О.В. Устинова, С.Е. Соболев // В сб.: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях. 2013. С. 130-131.

11. Устинова, О.В., Фарахутдинов, Ш.Ф., Дейнеко, С.В. Интернет как транслятор негативных социальных практик. [Текст] / О.В. Устинова, Ш.Ф. Фарахутдинов, С.В. Дейнеко // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. №6-1. С. 209-212.

12. Фарахутдинов, Ш.Ф., Дейнеко, С.В., Устинова, О.В. Роль СМИ в духовно-нравственном развитии общества. // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.сайт.

13. Шилова, Н.Н., Устинова, О.В., Дейнеко, С.В. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества. [Текст] / Н.Н. Шилова, О.В. Устинова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №5 (40). С. 85-87.

Вооруженная борьба во все времена была неотъемлемым проявлением человеческих взаимоотношений. Развитие методов и технологий ведения войн происходит в тесной взаимосвязи с эволюцией человечества . Появление новых знаний и технологий существенно влияет на характер войн. Сегодня средства массовой информации - телевидение, СМИ, Интернет - все в большей степени оказывают влияние на население всех стран мира, формируя отношение к тем или иным событиям. Г.Вирен считает, что Интернет на сегодняшний день занял особое, исключительно важное место, причем его значение год от года возрастает, во многих странах и даже в целых регионах он близок к доминированию . В России большинство пользователей сети, и особенно молодежь, предпочитают Интернет газетам, телевидению, радио . Поэтому очевидно, что организаторы любой информационной войны будут использовать Интернет в своих целях. Тем более, что целый ряд присущих ему специфических особенностей делает его особо привлекательным для противоборствующих сторон.

Что же такое информационная война? И.Н. Панарин под информационной войной понимает комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений . Н.В. Лопатина, О.Б. Сладкова рассматривают информационную войну как совокупность информационно-социальных технологий, в основе которых лежит целенаправленное изменение массового поведения и общественных настроений посредством манипулирования потоками новостной информации политического и экономического содержания . Г.Вирен полагает, что информационная война - это комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов, а также защита от подобных воздействий .

В ходе информационных войн важным является достижение информационного превосходства, которое определяется через способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать тоже самое. В ходе информационного противоборства предметом поражения и уничтожения являются уже не сами люди, а определенные типы сознаний.

Тактической задачей в информационной войне является затруднение доступа людей (или конкретного противника) к достоверной информации. Важность этого момента объясняется тем, что оперативность и качество оценки обстановки и принимаемых решений на всех уровнях общественной структуры непосредственно зависят от полноты и достоверности представляемой информации.

Можно выделить следующие основные методы, используемые сторонами в информационном противоборстве:

    Сокрытие критически важной информации о положении дел в какой-либо области;

    Погружение ценной информации в массив, так называемого, «информационного мусора» в соответствии с принципом «спрятать лист в лесу»;

    Подмена понятий или искажение их смысла;

    Отвлечение внимания на малозначимые события;

    Применение понятий, постоянно используемых в медиапространстве, смысл которых претерпел качественные изменения;

    Подача негативной информации, которая лучше воспринимается аудиторией по сравнению с позитивными новостями;

    Обсуждение событий, не имеющих реальной общественной ценности, использование результатов некорректно проведенных социологических исследований для создания искаженного представления о ситуации в обществе;

    Введение табу на определенные виды информации и разделы новостей в целях недопущения широкого общественного обсуждения критичных для определенных властных структур вопросов и тем;

    Откровенная ложь в целях дезинформации населения своей страны и зарубежной общественности .

В отличие от традиционных вооруженных конфликтов, где круг участников в большинстве случаев четко ограничен и включает в себя специализированные военно-государственные структуры (вооруженные силы, иные военизированные формирования), для информационных войн свойственно активное участие негосударственных структур, при этом в последние годы все большую роль стали играть блогеры, хакеры, неструктурированные сетевые сообщества.

В качестве блогеров выступают частные лица, являющиеся продвинутыми пользователями сети Интернет и ведущими собственные блоги, которые добровольно или по команде вовлекаются в процесс информационной войны. Их основная роль сводится к размещению в своих блогах различной информации: видеозаписей, фотографий, статей, комментариев и прочего контента с целью причинения вреда атакуемому объекту, либо противодействия деструктивному психологическому воздействию с его стороны.

Хакеры - лица, использующие интернет-технологии для причинения ущерба компьютерным сетям и их пользователям. Они участвуют в войне посредством компьютерных атак на информационные ресурсы «вражеской стороны» с целью нарушения их работы и размещения пропагандистской информации на них после взлома.

Неструктурированные сетевые сообщества объединяют обе названные категории лиц под общим брендом и идеей. Несмотря на отсутствие официального статуса и четкой структуры такие сообщества имеют общую концепцию деятельности и занимаются ей на постоянной основе. Наиболее известными в мире сообществами являются «Anonimus, «WikiLeaks», «LulzSec».

Информационная война, реализуемая посредством Интернет, имеет ряд ряд преимуществ перед традиционными СМИ, в числе которых: прямой доступ к аудитории; широта распространения; отсутствие верификации (недостоверность информации, размещаемой в сети Интернет); анонимность; ограниченная юридическая ответственность и прочие .

Реализация комплекса мероприятий в рамках информационных войн приводит к изменению сознания людей, их отношения к своему обществу, к государству, к самим себе. В результате люди могут потерять, сами того не осознавая, собственную волю, ценности, традиции, а государство - суверенитет.

Например, результаты исследований, проведенных Фарахутдиновым Ш.Ф., Дейнеко С.В., Устиновой О.В. показали, что наиболее значимую роль в девальвации духовно-нравственного развития общества играют средства массовой информации, сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействием. Ученые отмечают, что общество под воздействием сторонних СМИ претерпевает девальвацию и подмену общечеловеческих ценностей.

Потеря государственного суверенитета и гражданского единства является целью любой войны, но теперь на смену традиционным вооруженным, пришли «мягкие», но не менее опасные «информационные» войны. Как отмечает Н.В. Лопатина: «виртуализация способна создавать ситуации, когда даже ребенок может оказывать влияние на мировое сообщество. Чем не оружие массового поражения?» . Поэтому осмысление феномена информационных войн - это очень важная теоретическая и практическая задача .

Таким образом, информационное противостояние по значимости и масштабу ни в чем не уступает (а иногда и превосходит) традиционным методам ведения боя. Информационная война - это война технологий, в которой сталкиваются носители информации. Но она, как и любая война, олицетворяет собой борьбу за наиболее выгодные условия существования. А главное то, что в наше время информационное противостояние все чаще становится предпосылкой к реальным боевым действиям. И об этом не стоит забывать.

В контексте вышесказанного актуальным становится противостояние информационным угрозам. Угрозы информационной безопасности граждан представляют собой совокупность факторов и условий, способных оказать негативное влияние на реализацию гражданами своих интересов, связанных с имеющейся у них информацией, принадлежащими им информационными ресурсами и с использованием для обработки информации средств вычислительной техники .

Современное динамичное развитие Тюменской области отразилось на росте пользователей Интернет-ресурсами. Относительно высокий уровень благосостояния жителей региона, а также интенсивное развитие рынка информационных технологий, привели к тому, что большинство семей (особенно городских) имеют личные персональные компьютеры, оснащенные выходом в Интернет.

С целью выявления актуальных проблем в сфере обеспечения информационной безопасности личности, авторами статьи проведен анкетный опрос трудоспособного населения г. Тюмени, являющихся постоянными пользователями сети Интернет (всего 214 чел.). В рамках опроса ставились задачи: - выявление основных угроз информационной безопасности и методов их предотвращения; - оценка эффективности средств противодействия угрозам информационной безопасности.

По результатам опроса 40% респондентов стали «жертвами» компьютерных вирусов и атак на базовые узлы сетей; каждый третий столкнулся с активизацией спама; каждый десятый - со взломом систем на базе вредоносных программ (черви, троянские программы); 2-2,3% пользователей отмечают активизацию сетевых атак, административные привилегии, нелегальную перекачку виртуальных денег, подбор и захват паролей, включая личную информацию (рис. 1).

Рис. 1. Основные угрозы информационной безопасности для пользователей Интернет, %

Значительная доля респондентов дает средние и низкие оценки нанесения ущерба информационной безопасности (табл. 1). Это объясняется скорее тем, что в исследуемый период пользователи, либо не обладали ценной конфиденциальной информацией, либо уровень их технического оснащения был достаточно высок.

Таблица 1

Оценка пользователями ущерба, нанесенного в результате использования ресурсов информационных технологий, %

Перечень угроз

оценка ущерба

Атаки на базовые узлы сетей, которые могут вызвать нарушение их работоспособности

Компьютерные вирусы

Взлом систем защиты с внедрением вредоносных программ (сниффер, rootkit, keylogger и т.д.);

Несанкционированное использование виртуальных денег

Сетевые атаки, на административные привилегии

Подбор и захват паролей и другой аутентификационной информации

Борьба с проявлением угроз информационной безопасности респондентов осуществляется посредством использования специализированных средств защиты информации и вычислительной техники. Эффективность такой защиты может быть оценена частотой использования респондентами наиболее распространенных специальных технических средств. Так, более 65% пользователей сети Интернет для обеспечения информационной безопасности применяют антивирусные средства. На втором месте по частоте использования - антиспамовые фильтры (21,7%); на третьем - применение открытых ключей шифрования и де шифрования информации при любом ее перемещении по сети (9,2%). Другие технические средства применяются значительно реже.

В целом, исходя из результатов исследования, авторы делают ряд выводов:

1) спецификой Тюменского региона являются высокие темпы развития рынка информационных технологий;

2) для пользователей сети Интернет основную угрозу информационной безопасности представляют: компьютерные вирусы и атаки на базовые узлы сетей; активизация спама; взлом системы на базе вредоносных программ (черви, троянские программы). Для обеспечения информационной безопасности применяются, в основном, антивирусные средства;

3) достижение высокого уровня информационной безопасности для пользователей сети Интернет представляется реальным, что объясняется, в первую очередь, высоким уровнем развития рынка программного обеспечения в Тюменском регионе;

4) в результате развития информационных технологий, постоянного роста уровня оснащенности и использования ИКТ пользователям сети Интернет необходимо пользователям уделять большее внимание повышению своего образовательного уровня в сфере обеспечения информационной безопасности.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Черепанова В.Н., Устинова О.В. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18701 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности

Проблема обеспечения информационной безопасности является на сегодня одной из самых острых не только у нас в стране, но и в развитых странах мира. Опыт эксплуатации информационных систем и ресурсов в различных сферах жизнедеятельности показывает, что существуют различные и весьма реальные угрозы потери информации, приводящие к материальным и иным ущербам. При этом обеспечить на 100% безопасность информации практически невозможно.

Интерес к проблемам информационной безопасности определяется все возрастающей ролью информации в различных сферах жизни общества (например, экономической, политической сферах).

Проблема обеспечения информационной безопасности является одной из актуальных проблем, которая стоит перед мировым сообществом. Значительными событиями в сфере обеспечения информационной безопасности и борьбы с компьютерными преступлениями стали Международные конференции представителей государственных и коммерческих структур стран «восьмерки» по вопросам безопасности и доверия в киберпространстве, которые состоялись в 2000 году в Париже и в Берлине. На этих конференциях рассматривались такие важные вопросы: защита электронной торговли, критической инфраструктуры и повышение доверия в киберпространстве путем оценки угроз и предотвращения преступлений; улучшение способности обнаружения и идентификации преступников, использующих информационные технологии; совершенствование партнерских отношений между государственными структурами, частным сектором, пользователями в целях обеспечения безопасности и доверия в киберпространстве; а также подписание главами «восьмерки» 22 июля 2000 года Окинавской Хартии глобального информационного общества, в которой ведущие страны в очередной раз подчеркнули важность принятия всех необходимых мер, направленных на создание безопасного и свободного от преступности мирового киберпространства. Отмечена необходимость поиска эффективных политических решений таких актуальных проблем, как, например, несанкционированного доступа и компьютерных вирусов.

В соответствии с указанным документом, информационная и коммуникационная технология является одной из наиболее влиятельных и могущественных сил, которые обозначают контуры ХХІ столетия. Ее революционное влияние касается быта, образования, работы, а также способов взаимосвязи советов и гражданского общества. Как ускоритель экономического роста, данная технология обладает большим потенциалом различных социальных преобразований.

В связи с этим, в некоторых европейских государствах появилось законодательное закрепление понятия «информационная безопасность». Так в законодательстве Российской Федерации есть конкретное определение данного понятия, а именно: «под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» .

На законодательном же уровне Украины понятие «информационной безопасности» отсутствует.

Так что же такое «информационная безопасность»? Рассмотрим содержание понятия «безопасность» как таковое.

На протяжении всей истории мировой цивилизации безопасность является одной из главнейших целей и неотъемлемым слагаемым деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей.

Термин «безопасность» означает отсутствие опасности, сохранность, надежность или положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь . Вопросы охраны безопасности рассматриваются и на законодательном уровне, а именно: Законы Украины «Об объектах повышенной опасности», «Об использовании ядерной энергии радиационную безопасность», «О дорожном движении», «О пожарной безопасности».

Итак, можно сделать вывод, что безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Информация является основным объектом информационного общества и ее роль на сегодняшний день очень велика. Термин «информация» произошел от латинского слова «informatio», что означает пояснение, сообщение. Информация состоит из сообщений. Сообщение является формой представления информации.

Согласно статьи 1 закона Украины «Об информации», под информацией следует понимать документированные или публично оглашенные сведения о событиях или явлениях, которые происходят в обществе, государстве или окружающей природной среде .

Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации .

Отсюда следует, что информационная безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства в информационной сфере от внутренних (источниками являются: неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур; получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации; усиления влияния организованной преступности на жизнь общества; снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности; недостаточная экономическая мощь государства; критическое состояние отечественных отраслей промышленности) и внешних (деятельность иностранных разведывательных и информационных структур, направленная против интересов государства; обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами) угроз. Отметим, что информационная сфера – это сфера деятельности, которая связана с созданием, распространением, переработкой и потреблением информации .

Источники информационных опасностей подразделяются на естественные (природного происхождения) и искусственные (созданные человеком в процессе его жизнедеятельности).

Наиболее очевидными источниками информационной безопасности являются:
1) отсутствие единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;
2) несовершенство нормативной правовой базы, регулирующие отношения в области обеспечения информационной безопасности, а также недостаточная правоприменительная практика;
3) недостаточный контроль за развитием информационного рынка со стороны государственных структур и общества;
4) низкий уровень информатизации государственных и коммерческих структур;
5) низкий уровень защищенности интересов физических и юридических лиц в информационной сфере;
6) сращивание государственных и коммерческих структур в области кредитно-финансовой сферы с криминальными структурами;
7) получение доступа криминальными структурами к конфиденциальной информации;
8) усиление влияния организованной преступности на жизнь общества;
9) контрабандный ввоз и незаконная продажа компьютерной техники и средств радиосвязи, получение неконтролируемой прибыли.

В качестве объектов, подлежащих защите от информационных угроз и опасностей, выделяют сознание, психику отдельного человека, социальных сообществ (коллектив, социальные группы, нации, народности, гражданское общество, государство); информационно-технические системы различного назначения и информационные потоки, связывающие все элементы в единую социальную или техническую систему .

Угрозами же безопасности информационных средств и систем могут являться:
- противоправный сбор и использование информации;
- разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных систем, в том числе систем защиты информации;
- утечка информации по техническим каналам (визуально-оптические, акустические, электрические, радиотехнические, материально-вещественные );
- внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности;
- уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
- перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи;
- несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных (может быть целенаправленный и случайный);
- нарушение законных ограничений на распространение информации.

Центральным моментом применения информационных компьютерных технологий в Украине является наличие адекватного информационного законодательства. Под информационным законодательством следует понимать комплекс законов и нормативных актов, которые регламентируют правоотношения в области собирания, обработки, сохранения и использования информации . Однако, на сегодняшний день действующие законы Украины (например, законы Украины «Об информации», «О государственной тайне», «Об информационных агентствах», «О государственном реестре физических лиц плательщиков налогов и других обязательных платежей») и другие нормативные акты, которые непосредственно или косвенно связаны с этими вопросами, не охватывают весь комплекс проблем и не образуют целостной системы. Поэтому, реализация эффективных мер правового обеспечения информационной безопасности жизненно необходима для развития Украины, ведь информационное общество можно создать только в правовом государстве.

Одной из составных частей информационной безопасности является защита информации в компьютерных системах и сетях. На законодательном уровне Украины охрана информации в компьютерных системах и сетях не рассматривалась. И только в связи с принятием нового Уголовного кодекса Украины в 2001 году, компьютерная безопасность поставлена под охрану уголовного закона (раздел ХVІ УК «Преступления в сфере использования электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей»). Однако само по себе законодательное закрепление данных моментов еще не способствует их пресечению. Как заметила по этому поводу А.А. Матвеева: «Уголовно-правовые нормы являются лишь законодательной базой, необходимым (в условиях правового государства), но не единственным условием. Основное значение состоит в их правильном и своевременном применении. В качестве главного принципа уголовной ответственности нужно признать ее неотвратимость. При этом, прежде чем рассматривать организационные и технические сложности, следует в первую очередь оценить, насколько совершенно (а, следовательно, действенно), существующее уголовное законодательство.

В итоге представляется необходимым дальнейшее усовершенствование правовой базы, особое место в системе которой занимает уголовное право, и практики ее применения. При этом в первую очередь необходимо достижение единства норм различных отраслей права, максимальное уменьшение их несбалансированности .

Обеспечение информационной безопасности не сводится лишь к принятию правовых мер, а включает в себя широкий спектр организационного, технического и иного характера (создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности; разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения; сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты). Поэтому, выполнение всего комплекса мероприятий возможно при наличии развитой законодательной базы и обеспечения их финансирования.

Литература:

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Андреев Б.В., Пак П.Н., Хорст В.П. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации. – М: Издательство «Юрлитинформ», 2001. – С.89.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. – М., 1978. – С.67.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986. – С.38.
4. Закон України “Про інформацію» від 02.10.1992 року // Відомості Верховної Ради – 1992. - N 48. - Ст. 650.
5. Гражданское право. Учебник. Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М.: Проспект, 1997. – С.214-215.
6. Орлов П.І. Інформація та інформатизація: Нормативно-правове забезпечення: Науково-практичний посібник. – Харків: Видавництво Університету внутрішніх справ, 2000. – С.9.
7. Российская криминологическая энциклопедия. Под общей редакцией А.И. Долговой. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2000. – С.67.
8. Методы и средства защиты информации: Методические указания. – К: КМУГА, 1997. – С.17.
9. Кисельов М. Про створення єдиної інформаційної системи органів юстиції України // Право України. – 1997. - №3. – С.53.
10. Матвеева А.А. Информационная безопасность и проблемы совершенствования уголовного законодательства // Уголовное право в ХХІ веке: Материалы Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова 31 мая – 1 июня 2001 г. – М.: «ЛексЭст», 2002. – С.181-186.

Нынешнее состояние информационной безопасности России - это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления времени государственно-общественного института. Многое на пути его становления уже сделано, но еще больше здесь проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию информационной безопасности. Назовем самые важные из них.

Во-первых, начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом и нормативно-правовой основой дальнейшего решения проблем в этой сфере стало утверждение Президентом РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина). Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются:

объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности;

возможные последствия угроз информационной безопасности;

методы и средства предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;

особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;

основные положения государственной политики по обеспечению информационной безопасности в РФ.

На основе Доктрины осуществляются:

формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;

подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно- технического и организационного обеспечения информационной безопасности;

разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности.

Во-вторых, к настоящему времени проведены первоочередные мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности. Развернута работа по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.

В-третьих, обеспечению информационной безопасности способствуют созданные:

государственная система защиты информации;

система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;

система сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует требованиям времени. Все еще существует ряд проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства. Доктрина называет следующие основные проблемы данной сферы. 1.

Современные условия политического и социально-экономического развития страны все еще сохраняют острые противоречия между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью действия отдельных регламентированных ограничений на ее распространение. 2.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в этой области. Несовершенное нормативное правовое регулирование не позволяет завершить формирование на территории РФ конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. 3.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе. 4.

Закрепленные в Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных). 5.

Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, а также организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка, ведет к деформации структуры международного обмена. 6.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. 7.

Не улучшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. 8.

Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов. 9.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм. Из-за этого повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

10. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных и международных информационных систем возросли угрозы применения информационного оружия против соответствующей инфраструктуры России. Работы по адекватному противодействию этим угрозам ведутся в условиях недостаточной координации и слабого бюджетного финансирования. Не уделяется необходимое внимание развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач. Доктрина перечисляет наиболее важные из них:

разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности, а также системы противодействия этим угрозам;

разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности;

разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности, а также их сертификации;

совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;

установление ответственности должностных лиц федеральных органов власти и местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;

координация деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;

развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения информационного оружия;

создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;

повышение эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;

разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

развитие и совершенствование систем защиты информации и государственной тайны; создание защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями для обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;

обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

создание системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Важнейшая задача в деле обеспечения информационной безопасности России - осуществление комплексного учета интересов личности, общества и государства в данной сфере.

Доктрина эти интересы определяет следующим образом:

интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность;

интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов общества в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;

интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека (гражданина) в области получения информации. Одновременно требуется использование этой сферы только в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование различных форм общественного контроля над деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Общие методы решения ключевых задач в деле обеспечения информационной безопасности Доктрина объединяет в три группы: правовые;

организационно-технические; экономические.

К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ (они подробно рассматриваются в гл. 4 настоящего пособия).

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности являются:

создание и совершенствование систем обеспечения информационной безопасности; усиление правоприменительной деятельности органов власти, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере;

совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности программного обеспечения;

создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к информации и воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;

сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;

контроль за действиями персонала в информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности;

формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя: разработку программ обеспечения информационной безопасности и определение порядка их финансирования;

совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Согласно Доктрине, государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности:

проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности, разрабатывает меры по ее обеспечению;

организует работу органов власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности;

поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;

осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;

способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

Описание проблемы

Сайту, порталу и виртуальному центру данных нужна надежная система безопасности. По мере того как компания двигается в направлении распределенной обработки данных и упрощения доступа к информации, угрозы безопасности приобретают все более масштабный характер. Сочетание этих факторов способствует усилению риска. Необходима система комплексного управления безопасностью (КУБ). Нужно решить, какая роль будет отводиться управляемым службам безопасности и как совладать с нарастающим потоком данных, поступающих от средств защиты. Прибавьте сюда постоянные обновления программного обеспечения и проблемы, связанные с беспроводными системами.

Лишь три процента веб-приложений достаточно надежны, чтобы противостоять хакерам, 97% веб-сайтов имеют "серьезные дефекты в защите", в результате чего данные и системы могут быть взломаны с целью злонамеренного использования. Из 97% обнаруженных серьезных "дыр" почти 40% приложений позволяли взломщикам получать полный контроль и доступ к информации. Около 23% дефектов могли привести к нарушениям конфиденциальности, а 21% обнаруженных ошибок давали возможность "похищать" товары из электронных магазинов. 5% дефектов позволяли взломщикам изменять информацию, а еще 5% - перехватывать транзакции. 2% ошибок в программном обеспечении настолько серьезны, что злоумышленники могут преспокойно удалить веб-сайты.

В развитых странах предприятия расходуют на обеспечение информационной безопасности от 5 до 7% бюджета, отведенного на информационные технологии. В России же компании тратят на эти цели куда меньше - лишь 1-2%

В России приблизительно 48% компаний используют антивирусное программное обеспечение. Вторыми по популярности (около 29%) являются межсетевые экраны и средства построения виртуальных частных сетей (VPN). Примерно одинаковое количество финансовых средств тратится на решения для обнаружения атак (10%) и продукты для идентификации, авторизации и администрирования (11%). В Европе же наибольшее внимание уделяется как раз средствам идентификации, авторизации и администрирования. Рекомендуется защищаться не от угроз «вообще», а от риска простоя информационной системы.

Совершенствуется не только защита, но и нападение. Атаки вирусов становятся комплексными - они распространяются несколькими путями и вред наносят разнообразный: крадут почтовые адреса, блокируют работу некоторых программ, оставляют лазейки для последующих нападений.

В 80% случаев сбои в работе ИТ-систем происходят на программном уровне, то есть из-за программных ошибок, проникновения в систему вирусов, повреждения данных, случайного их удаления и т. д. В 12% случаев простои происходят из-за отказа аппаратных компонентов системы. Причиной еще 8% сбоев являются различные природные катаклизмы, террористические акты, проблемы с электропитанием.

Угрозу для жизнеспособности бизнеса, даже большую, чем терроризм, представляют ошибки или злонамеренные действия сотрудников. Ситуация усугубляется зачастую излишне легкомысленным отношением предприятий к планам по аварийному восстановлению данных. Так, 17% ИТ-менеджеров вообще не имеют плана аварийного восстановления , 57% пересматривают такой план раз в год и реже, 6% - никогда их не пересматривают, а 25% - никогда не тестировали подобные планы.

С простоями вычислительной техники сталкивались 84% всех предприятий. В 26% из них сбои случаются один раз в квартал и чаще. В 14% предприятий продолжительность простоя системы составила от 24 до 48 часов; в 16% - наблюдались потери важных данных.

Влияние нарушений безопасности на деятельность ИТ служб представлено вТабл. 1

Таблица 1

Влияние нарушений безопасности на деятельность ИТ служб

Испорченные, потерянные и недоступные хранимые данные 29%
Недоступные электронная почта и приложения 26%
Неработоспособность сетей 24%
Финансовые потери 5%
Негативное влияние на репутацию торговой марки 4%
Кража интеллектуальной собственности 4%
Нарушение закона 3%
Мошенничество 3%
Кража личной информации (о клиентах или сотрудниках) 3%
Падение цены акций 1%
Вымогательство 1%

Необходимость обеспечения безопасности данных связана со следующими причинами:

  • Непосредственными расходами на восстановление и простой. Эти расходы наиболее существенны и могут быть очень значительными. Сюда же следует отнести расходы на уменьшение работоспособности (например, система устояла, но канал связи оказался забит запросами атакующего) и расходы на отвлечение персонала от их основной работы (крупные сбои могут привлечь на борьбу и восстановление большую часть персонала компании).
  • Снижением доверия клиентов . Крупные сбои не удастся скрыть от общественности, а это создает опасность, что клиенты перейдут к конкуренту, а значит потерю прибыли.
  • Опасностью судебного преследования . Потеря денег клиентов или разглашение частной информации, может привести к судебному разбирательству, а значит потерям на судебные издержки, а возможно и крупные компенсации.
  • Собственно потерей и/или разглашением секретных данных . Не поддается оценке, ущерб просто может быть огромен, вплоть до банкротства фирмы.

Инвестиции организаций в обеспечение информационной безопасности в виде приобретаемых средств защиты, затрат на оплату труда специалистов, на проведение внешнего аудита безопасности и т. п., неуклонно увеличиваясь из года в год, зачастую не окупаются. Происходит это главным образом потому, что большинство организаций продолжают придерживаться фрагментарного подхода, который оправдывает себя только при слабой зависимости организации от ИТ и низком уровне рисков информационной безопасности. Адекватный уровень информационной безопасности в состоянии обеспечить только комплексный подход, предполагающий планомерное использование как программно-технических, так и организационных мер защиты на единой концептуальной основе. При этом организационные меры играют первостепенную роль. Эффективность самых сложных и дорогостоящих механизмов защиты сводится к нулю, если пользователи игнорируют элементарные правила парольной политики, а сетевые администраторы нарушают установленные процедуры предоставления доступа к ресурсам корпоративной сети.

Возможные нарушения безопасности – реальные угрозы

Перехват . Хакерам легче всего заполучить имена сообществ с правами чтения: одной программы-анализатора (наподобие Ethereal) достаточно для чтения запросов от менеджеров управления сетью. Системы, где для защиты доступа не применяются списки контроля доступа, легко становятся жертвами хакеров. Но и защита с помощью списков доступа часто бывает мало эффективной из-за ошибок реализации. Нечистые на руку сотрудники могут обходить списки.

Подбор имени сообщества/метод «грубой силы». Значительный фактор риска представляют собой не удаленные имена сообществ по умолчанию. В Internet можно найти довольно полные списки, на основании которых легко подобрать имена по умолчанию к системам практически любого производителя. Часто администраторы оставляют эти имена после инсталляции, что существенно облегчает хакеру захват систем. Системы сканирования защиты предлагают легко реализуемую атаку на системы SNMP, в рамках которой в процессе подбора имени сообщества, наряду со списками слов, перебираются все доступные последовательности знаков. Если у хакера есть время (несколько недель), то он может провести такую атаку методом «грубой силы» и без заметного увеличения нагрузки на сеть. Однако подобные действия должны распознаваться всякой хорошо сконфигурированной системой обнаружения несанкционированного доступа.

Перехват через систему удаленного мониторинга. Удаленный мониторинг разрабатывается с целью дистанционного анализа сети и нахождения неисправностей и, при условии разумного использования, значительно облегчает обслуживание компьютерной сети. При этом предоставляется справка о компьютерах в сети (hosts), отправителях и получателях наибольшего объема данных (hostTopN, как правило, серверы) и т. п. Нередко «перевербованные» коммутаторы или маршрутизаторы в течение нескольких месяцев используются в качестве исходной базы для хакеров. Так ли уж часто администратор проверяет конфигурацию коммутатора, если он функционирует без сбоев?

Другие атаки. В инструментах управления того или иного производителя можно всегда найти слабые места из-за ошибок реализации. При этом возникает целый ряд проблем безопасности, из-за которых становится возможным доступ к конфигурационным данным, содержащим имена пользователей, пароли и имена сообществ. Излюбленный прием взломщика - переконфигурация маршрутизаторов. Он может контролировать обмен данными с целью их изменения или только считывания и создавать таким образом условия для технически сложных атак с промежуточным звеном (Man in the Middle), при которых он указывает свой маршрутизатор в качестве еще одного пункта следования пакетов на пути между сервером и жертвой.

Коммутаторы позволяют осуществлять анализ через зеркальные порты. В таком случае хакеру удается получить доступ практически ко всем передаваемым коммутатором данным. Единственное условие - достаточная пропускная способность зеркального порта.

Следует также упомянуть имеющиеся почти в любом программном обеспечении уязвимости вследствие переполнения буфера. Хакеры используют ошибки программирования путем ввода сверхдлинных последовательностей знаков, которые приводят либо к сбою соответствующего процесса/системы, либо к исполнению недопустимых шагов программы на атакованной системе. Особенно много найдется таких уязвимых мест у сконфигурированных через сервер Web маршрутизаторов.

Источники «информационных катастроф» являются: неверная, неполная, бесполезная информация, информационная перегрузка.

Технологии развиваются, и инструментарий, который может использоваться для атак на системы, по своим возможностям всегда будет опережать продукты, предназначенные для их защиты. И помните: только хорошо обученные, квалифицированные пользователи, осознающие важность этой проблемы, смогут поддерживать целостность и защиту информации и ресурсов перед лицом постоянно растущей угрозы.

Анализ уязвимости бывает двух видов: пассивный и активный . При пассивном подходе производится сканирование системы, делая предположение о возможности проведения вторжения. А активный подход предполагает попытки проведения контратаки.

нарушений безопасности

При разработке любой стратегии защиты, прежде всего, необходимо точно определить, что именно надо защищать. Начните с выяснения реальных ограничений систем, безопасность которых вы намерены обеспечить. ИТ-системы представляют собой комплексы физических компонентов, программного обеспечения, данных, служб связи и бизнес-процессов. Важно отметить, что система вовсе не обязательно состоит из компьютеров, связанных друг с другом или с чем-то еще. Например, у каждого из разъездных агентов есть свой мобильный компьютер, все эти компьютеры служат для выполнения одной и той же работы и контролируются уполномоченным на это специалистом. Все мобильные компьютеры тоже следует защищать.

После того, как вы выяснили, что представляет собой система, которую вам предстоит защитить, вы можете лучше понять, кто и что ей угрожает. Теперь нужно определить, насколько важен каждый из компонентов для решения того круга задач, которые стоят перед данным подразделением. Информация, хранящаяся в системе, физическая инфраструктура, программное обеспечение и специалисты, работающие с данной системой, должны оцениваться с точки зрения трех основных типов потенциальных угроз - тех, что приводят к снижению готовности, надежности и к раскрытию секретной или конфиденциальной информации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: